16 мая 1703 года—въ день святой Троицы поставили ящикъ, высѣченный изъ камня; духовенство окропило этотъ ящикъ святою водою, государь поставилъ въ него золотой ковчегъ съ частью мощей святого апо




стола Андрея Первозваннаго; послѣ того царь прикрылъ


ящикъ каменной доскою, на которой была вырѣзана слѣдующая надпись: „отъ воплощенія Іисуса Христа 1703 года мая 16, основанъ царствующій градъ Санктъ- Петербургъ великимъ государемъ царемъ и великимъ кияземъ Петромъ Алексѣевичемъ, самодержцемъ всероссійскимъ“.
Къ 200-лѣтію существованія Петербурга одинъ изъ художниковъ воспользовался этимъ сказаніемъ и со
чинилъ иллюстрацію, на которой изобразилъ сцену основанія Петропавловской крѣпости: Петръ Великій, окруженный свитою своихъ приближенныхъ, стоить съ


заступомъ въ рукахъ на какомъ-то возвышеніи; рабочіе копаютъ рвы, начинаютъ сыпать валы, нѣсколько въ боку картины виднѣются двѣ связанныя верхуш


ками березки — онѣ должны представлять будущія ворота Петропавловской твердыни,, наконецъ, надъ Петромъ рѣетъ орелъ, вѣстникъ славы и побѣды.
Художникъ, какъ мы видимъ, буквально слѣдовалъ вышеприведенному преданію, но если въ послѣднемъ недостовѣрность не такъ рѣзко бросается въ глаза, то она вполнѣ ярко проявляется въ иллюстраціи. Иллюстрація прежде всего страдаетъ излишнею театраль
ностью; еще болѣе скептически заставляетъ отнестись къкартинѣ „орелъ ;—какъ извѣстно, орлы- болѣе южные жители, къ Петербургу они залетаютъ очень и очень рѣдко: вмѣсто орловъ здѣсь водятся вороны, копчики да ястреба.


И, дѣйствительно, если отъ фантазіи поэта, наии




савшаго вышеприведенныя строчки, отъ легенды, съ