ГансЪ Г олъбейнЪ-Младшій. Продажа индульгенцій. Гравюра на деревѣ.
I.


МЬІ уже видѣли, что если подъ «возрожденіемъ» понимать явленія духовнаго порядка, то начатки такового мы нашли бы какъ въ Италіи, такъ и на сѣверѣ, — въ Нидер




ландахъ, во Франціи и въ Германіи, — еще въ XIV вѣкѣ и даже раньше Съ первыми проблесками религіознаго и общественнаго самосознанія одновременно начинаетъ освобо


ждаться и развиваться художественное творчество. Отъ миніатюристовъ и безыменныхъ авторовъ церковныхъ фресокъ, черезъ Эйковъ и Мозера къ Брейгелю, Фуке и Дюреру, и дальше — къ Скорелю и Флорису, къ Кузену и къ Делону, къ Гольбейну и къ Шварцу, путь отъ рабства къ свободѣ, отъ невѣжества къ знанію — одинъ, почти ровный, почти прямой, безъ скачковъ и загибовъ, лишь съ нѣкоторыми остановками. Но иначе представится намъ картина развитія живописи, если мы взгля


немъ на нее съ точки зрѣнія чисто-формальной. Тутъ мы констатируемъ


рѣзкій поворотъ именно въ первой трети XVI вѣка. Около 1515 года «эволюція» нарушается «революціей». Еще живъ и полонъ силъ геніальный


Дюреръ (и еще не родился геніальный Брейгель), какъ уже выступаетъ рядъ художниковъ, совершенно иначе, нежели ихъ отцы и дѣды, воспринимающіе внѣшность міра, несущіе въ себѣ совершенно иныя мечты о красотѣ. владѣющіе иными пріемами своего ремесла.


Мы уже коснулись вопроса, была ли эта метаморфоза въ пользу или во вредъ искусству, и въ Нидерландахъ мы убѣдились, что она была въ пользу. Отъ Эйка или Брейгеля не могли бы произойти Рубенсъ и Рембрандтъ, если бы не проникли живительныя струи итальянскаго ренессанса, если бы не совершилось и то перерожденіе всего формальнаго строя въ нидерландскомъ искусствѣ, которое требовалось для дальнѣйшаго его гармоничнаго