ГансЪ Г олъбейнЪ-Младшій. Продажа индульгенцій. Гравюра на деревѣ.
I.
ждаться и развиваться художественное творчество. Отъ миніатюристовъ и безыменныхъ авторовъ церковныхъ фресокъ, черезъ Эйковъ и Мозера къ Брейгелю, Фуке и Дюреру, и дальше — къ Скорелю и Флорису, къ Кузену и къ Делону, къ Гольбейну и къ Шварцу, путь отъ рабства къ свободѣ, отъ невѣжества къ знанію — одинъ, почти ровный, почти прямой, безъ скачковъ и загибовъ, лишь съ нѣкоторыми остановками. Но иначе представится намъ картина развитія живописи, если мы взгля
рѣзкій поворотъ именно въ первой трети XVI вѣка. Около 1515 года «эволюція» нарушается «революціей». Еще живъ и полонъ силъ геніальный
Мы уже коснулись вопроса, была ли эта метаморфоза въ пользу или во вредъ искусству, и въ Нидерландахъ мы убѣдились, что она была въ пользу. Отъ Эйка или Брейгеля не могли бы произойти Рубенсъ и Рембрандтъ, если бы не проникли живительныя струи итальянскаго ренессанса, если бы не совершилось и то перерожденіе всего формальнаго строя въ нидерландскомъ искусствѣ, которое требовалось для дальнѣйшаго его гармоничнаго
I.
МЬІ уже видѣли, что если подъ «возрожденіемъ» понимать явленія духовнаго порядка, то начатки такового мы нашли бы какъ въ Италіи, такъ и на сѣверѣ, — въ Нидер
ландахъ, во Франціи и въ Германіи, — еще въ XIV вѣкѣ и даже раньше Съ первыми проблесками религіознаго и общественнаго самосознанія одновременно начинаетъ освобо
ждаться и развиваться художественное творчество. Отъ миніатюристовъ и безыменныхъ авторовъ церковныхъ фресокъ, черезъ Эйковъ и Мозера къ Брейгелю, Фуке и Дюреру, и дальше — къ Скорелю и Флорису, къ Кузену и къ Делону, къ Гольбейну и къ Шварцу, путь отъ рабства къ свободѣ, отъ невѣжества къ знанію — одинъ, почти ровный, почти прямой, безъ скачковъ и загибовъ, лишь съ нѣкоторыми остановками. Но иначе представится намъ картина развитія живописи, если мы взгля
немъ на нее съ точки зрѣнія чисто-формальной. Тутъ мы констатируемъ
рѣзкій поворотъ именно въ первой трети XVI вѣка. Около 1515 года «эволюція» нарушается «революціей». Еще живъ и полонъ силъ геніальный
Дюреръ (и еще не родился геніальный Брейгель), какъ уже выступаетъ рядъ художниковъ, совершенно иначе, нежели ихъ отцы и дѣды, воспринимающіе внѣшность міра, несущіе въ себѣ совершенно иныя мечты о красотѣ. владѣющіе иными пріемами своего ремесла.
Мы уже коснулись вопроса, была ли эта метаморфоза въ пользу или во вредъ искусству, и въ Нидерландахъ мы убѣдились, что она была въ пользу. Отъ Эйка или Брейгеля не могли бы произойти Рубенсъ и Рембрандтъ, если бы не проникли живительныя струи итальянскаго ренессанса, если бы не совершилось и то перерожденіе всего формальнаго строя въ нидерландскомъ искусствѣ, которое требовалось для дальнѣйшаго его гармоничнаго