характерно для Полидоро Караваджо21, что и онъ остается въ исторіи не какъ авторъ картинъ, а какъ декораторъ и орнаментистъ. Полидоро вмЂстЂ со своимъ постояннымъ сотрудникомъ Матурино, главнымъ образомъ, зани




мались росписью фасадовъ. Это было великой модой въ началЂ XVI вЂка, модой, отчасти основанной Перуцци 22 и распространившейся затЂмъ но всей Италіи и даже перебросившейся въ Германію, гдЂ одно время фасадной живописью увлекался Гольбейнъ Младшій. Къ сожалЂнію, не только въ БазелЂ или въ Венеціи наружныя фрески пострадали или совсЂмъ погибли отъ не




погоды, но даже сухой воздухъ Рима не оказался для нихъ полезнымъ. Очень быстро фрески Полидоро и Матурино начали стираться, но въ то же время гравюры съ нихъ (а также съ орнаментныхъ рисунковъ Полидоро) распространились по всей ЕвропЂ, и это подняло значеніе ихъ до чрезвычайности23.




Сейчасъ о Полидоро, какъ о живописцЂ, можно судить только но нЂсколькимъ фрескамъ въ церкви Санъ-Сильвестро, по рисункамъ и по упомя




нутымъ гравюрамъ. Фрески въ Санъ-Сильвестро представляютъ большой чисто-историческій интересъ. Иные видятъ даже въ нихъ начала того «исто




рическаго пейзажа», который получилъ главное развитіе въ твореніи Пуссена. И, дЂйствительно, уже одно то, что это «только пейзажи», въ которыхъ фи




гуры играютъ роль едва замЂтнаго стаффажа, и то, что художнику удалось при этомъ достичь «монументальнаго» впечатлЂнія, создать внушительные ансамбли, съ достоинствомъ украшающіе стЂны храма Божьяго, — это выдЂ




ляетъ фрески Полидоро изъ массы другихъ живописныхъ уборовъ XVI вЂка. ТЂмъ не менЂе, нужно признать, что все же не они натолкнули и Бриля, и Эльсгеймера, и Пуссена, и Лоррера на тЂ геніальныя живописныя поэмы, которыми они славятся. Гораздо больше права на такое значеніе вдохновляющихъ образцовъ имЂютъ пейзажные фоны въ картинахъ Рафаэля и венеціан




цевъ. Основной же чертой фресокъ Полидоро (и Матурино) является какой-то холодъ, какая-то нарочитая дЂланность, придуманность, что лишаетъ эти картины убЂдительности 24.


21 Годъ рожденія Полидоро Кальдара изъ Караваджо (въ Ломбардіи) неизвЂстенъ. Умеръ мастеръ (опь былъ у6итъ во время спа своимъ по
мощникомъ) въ МессинЂ въ 1543 г. (сообщеніе Вазари, которое еще не удалось промЂрить). По
лидоро попалъ въ Римъ въ качест†каменщика,
но здЂсь въ пемъ проявилось большое жпвописпое дарованіе, и ему удалось принять участіе въ росписи ватиканскихъ «Лоджій». Возможно, что Матурино, бывшій сыномъ переселявшагося въ Римъ флорентійскаго живописца и пользовавшійся извЂстной репутаціей въ качест†превос
ходнаго знатока антиковь, былъ какъ бы наставникомъ своего сверстпика, и благодаря ему По
лидоро «вышелъ въ художники». Матурино умеръ отъ чумы въ 1528 г. послЂ того, какъ и онъ по
страдалъ отъ погрома 1527 г. См. F. М. Tassi «Vita de pittori... bergamaschi», Bergamo, 1797, I; Locatelli «Illustri bergamaschi», Bergamo, 1867, I.
22 О томъ, что эту моду основалъ Перуцци,
говоритъ Вазари. На самомъ дЂлЂ она существовала уже въ XV в. Къ 1508 г. относится, во всякомъ случаЂ, роспись Джорджоне фасадовъ Fondaco dei Tedeschi въ Венеціи и, вЂроятно, къ концу XV в. фасадная живопись Врамантиио. Ва
зари утверждаетъ, что если бы перечислить всЂ фасадныя фрески Полидоро и Матурино, то «пришлосьбынаписать цЂлую книгу,ибоніітътакого по
мЂщенія, дворца, сада или виллы, которые не были бы украшены произведеніями Полидоро и Матурино.
23 Единственный сохранившійся фасадъ Полпдоро и Матурино украшаетъ домъ на via della Maschera d’oro близъ San Simeone (Casa Millesi). См. «Saggi di architettura e decorazione italiana illustrata de M. G. Jannoni», Roma. Писанъ этотъ фасадъ въ 1520-хъ годахъ.
24 Значительная часть въ этой росписи принадлежитъ и Матурино, но Вазари настойчиво говоритъ о томъ, что «Полидоро писалъ пейзажи, группы деревьевъ и скалы лучше, нежели кто