рыя тянулись фризами между окнами и подъ карнизомъ домовъ зажиточныхъ горожанъ.




Большая часть этихъ фресокъ была исполнена въ видЂ рельефовъ изъ камня и бронзы; однако, встрЂчались и такія, въ которыхъ фигуры и одежды были представлены въ натуральныхъ краскахъ. Но одна черта присуща какъ ртимъ, такъ и всЂмъ прочимъ итальянскихъ фасаднымъ фрескамъ того времени: стремясь замЂнить ими скульптуру полуорнаментальнаго харак




тера, художники избЂгали въ нихъ передавать глубину и умышленно «оставались плоскими» 26. Благодаря этому, въ этихъ картинахъ почти отсут




ствуетъ то, что можно назвать «декораціей», да и «бутафорія» сведена къ минимуму. Однако, изощренная натура и композиціонное остроуміе помогли при этомъ Полидоро, Матурнно (и близкимъ къ нимъ художникамъ) выра




ботать особую систему стилистическихъ пріемовъ, придающую ихъ фрескамъ и разнообразіе и выразительность; въ частности, они изобрЂли и способы, по-новому сочно и изящно стилизовать растительное царство, скалы и зданія,— и этимъ ихъ изобрЂтеніемъ не погнушался воспользоваться даже такой великій выдумщикъ, какъ Джуліо Романо 27.




Среди «рафаэлитовъ» едва ли не самымъ чарующимъ является помянутый уже Джованни изъ Удине 28, спеціализировавшійся на живописи животныхъ, цвЂтовъ, фруктовъ, орнаментовъ - гротесковъ и изучившій пре




восходнымъ образомъ стюковую технику, вдохновляясь тЂми остатками древнихъ декоровокъ, которые были открыты въ засыпанныхъ землей залахъ античныхъ дворцовъ — въ такъ называемыхъ «гротахъ»29.




Своимъ происхожденіемъ Джованни принадлежитъ къ «венеціанцамъ» 30; попавъ, однако, въ Римъ въ молодости и быстро сдЂлавшись ближайшимъ


26 Однако, этой чертой пе отличались фрески Джорджоне и Тиціана на Фондако деи Тедески; въ нихъ, напротивъ того, оба жи
вописца постарались какъ бы «нарушить плоскость стЪны» и покрыли ее затЂйливымъ архитектурнымъ уборомъ en trompe 1’оеіІ, среди кото
раго виднЂлись всевозможныя фигуры, ВЗЯТЫЯ изъ жизни. Это одно типично для Венеціи.
27 Пе въ системЂ ли этихъ пріемовъ и нужно видЂть ту «легкость», введеніе которой въ живо
пись Вазари приписываетъ Полидоро и Матурино (см. примЂчаніе 24).
28 Giovanni de Recamatori (Nanni?) родился въ Удине 15 октября 1487 г.; покровительствуемый патріархомъ Гримани, онъ попалъ въ Римъ и былъ зачисленъ въ помощники къ Рафаэлю послЂ того, какъ получилъ первоначальное художе
ственное образованіе въ Венеціи у Джорджоне. Въ 1522 г. онъ бЂжалъ отъ чумы па нЂкоторое время въ Венецію. ПослЂ погрома Рима въ 1527 г., Джованни проживалъ въ Удине и во Флоренціи. Вь 1534 г. онъ снова пребывалъ короткое время въ РимЂ, куда онъ вернулся, въ качест†паломника, и въ «юбилейный» 1550 годъ. Умеръ Джо
ванни въ РимЂ въ 1564 г. Онъ пожелалъ быть похороненнымъ рядомъ съ Рафаэлемъ. См. ilaniago «Storia delle belle arti friulani», Udine, 1823 и op. cit. Weege о «Лоджіяхъ». Приписываемые мастеру рисунки къ «Лоджіямъ» въ Уффици едва ли его. Собственноручно исполнены Джованни фрески въ лоджіяхъ перваго и верхняго этаягей (1519 и 1560 г.?), роспись купальной комнаты и столовой въ замкЂ св. Ангела нЂкоторыя декора
тивныя работы въ Удине (плафонъ въ Palazzo Archivescovile) и въ Венеціи (Palazzo Grimani, 1539— 1540).
29 Отсюда слово «гротески», которое употреблялось въ приложеніи къ уборамъ во вкусЂ древнихъ.
30 Къ венеціанцамъ яге принадлежитъ и уроженецъ фріульскаго города Фельтре — Морто да Фельтре, прежде идентифицировавшійся съ Пьетро Луццо, въ которомъ, однако, согласно изслЂдова
нію Дзотти (Ruggero Zotti «Morto da Feltre», Padova, 1911), пужно видЂть Лорепцо Луццо, имЂвшаго такяге прозвище «Zarotto» (родился въ 1474, умеръ около 5 января 1527 г.). Вспомнили мы объ этомъ художникЂ здЂсь, ибо ему приписываетъ Вазари самое изобрЂтеніе искусства «гротесковъ»; но