другихъ (напримЂръ, его живопись въ «Лоджіяхъ» и въ замкЂ св. Ангела), частью онъ, дЂйствительно, «теряется» въ тЪни великихъ мастеровъ того времени. Лучшее и наиболЂе значительное, что осталось отъ Перино, — это его фрески въ Palazzo Doria въ ГенуЂ, и его фрески въ Castel sant Angelo въ РимЂ. И, однако, что можно сказать про эти стЂнные уборы, кромЂ того только, что они превосходные уборы? Изображаютъ генуэзскія фрески паладиновъ — прародителей семьи Дорія, героевъ античнаго Рима, тріумфы, Гигантомахію, сиены изъ Метаморфозъ и Энеиды. Подъ кистью Мантеньи или Рафаэля такія темы зажили бы, пріобрЂли бы великую силу убЂдительности. ЗдЂсь же это только стЂнные орнаменты, благодаря которымъ апартаменты великаго адмирала получили удивительный grancPair, но которые отдЂльно отъ стЂнъ теряютъ интересъ. Они и не запечатлЂваются, не продолжаютъ жить въ памяти, наподобіе фресокъ «Станцъ» и «Сикстинской».




Фрески Перино въ трехъ залахъ замка св. Ангела п въ его коридорахъ (исполнены онЂ при сотрудничест†Маттео ди Сіена, Джованни да Удине, позже — Пеллегрино Тибальди, обоихъ Цуккаро и др.) свЂжЂе фресокъ въ ГенуЂ; здЂсь же роспись достигаетъ большой силы въ иллюзіонной передачЂ писаной архитектуры. Однако, и эта декоровка не отличается по существу отъ подобнаго убора, исполненнаго Вазари (отчасти въ подражаніе Перино) въ римской «Канчелларіи». Фрески замка св. Ангела несравненно красивЂе писаны, сильнЂе въ гонЂ, сочнЂе по формамъ, но то, что можно поставить въ упрекъ Вазари, пріобрЂвшему въ исторіи значеніе художника-типа упадочнаго ренессанса, то самое характеризуетъ и эту живопись, объединенную именемъ Пе




рино. Это «только украшенія»; въ осно†созданія ихъ лежитъ желаніе поразить знаніемъ и понравиться изяществомъ формъ, но отнюдь не какія-либо переживанія личнаго порядка. Если не заняться этими фресками спеціально, то даже


началЂ 1528 г. его приглашаютъ въ Геную, гдЂ ему достаются главныя декоративныя работы въ грандіозномъ дворцЂ, который себЂ построилъ Андреа Дорія, знаменитый «префектъ моря», ад
миралъ флотовъ Карла У и Франциска I — «ut maximo labore jam fesso corpore honesto otio quiesceret». Къ сожалЂнію, не сохранилась та изъ пла
фонныхъ фресок ь в ь Palazzo Doria, которая болЂе другихъ поразила современниковъ Перино и была настолько прекрасна, что. согласно Вазари, побудила сотрудника мастера по росписи дворца, превосходнаго живописца Джпроламо изъ Тревизо, раскаиваясь въ своей прежней критикЂ на работы товарища, бЂжать изъ Генуи. Возможно, что именно эта фреска могла сыграть свою роль въ исторіи «патетическаго пейзажа». Вазари расто
чаетъ восторженныя похвалы тому, какъ были здЂсь изображены всЂ ужасы кораблекрушенія Эпея и, въ частности, волны разбушевавша
гося моря. Къ сожалЂнію, представленіе объ этомъ плафонЂ мы имЂемъ лишь по небольшому рисунку въ ЛуврЂ и по довольно грубой гравюрЂ съ нея неизвЂстнаго мастера. На томъ и на другомъ листЂ значительная роль предоставлена, дЂйстви
тельно, волнамъ и особенно нависшимъ грозовымъ тучамъ, но характерно для такого эпигона какъ Перино, что фигура Нептуна на колесницЂ цЂликомъ заимствована съ рисунка Рафаэля, гравированнаго Маркантономъ. — Йо окончаніи слож
ныхъ работъ въ Palazzo Doria, въ 1535 г. Иерипо отправляется въ Пизу и оттуда снова въ Римъ, гдЂ онъ расписываетъ капеллу Масснми въ «Тгіnita» (особенно славилась здЂсь фреска «Силоамская купель»), докапчиваетъ уборъ «Станцъ» въ ВатиканЂ и сочиняетъ превосходный скульптур
ный потолокъ для «Sala Regia» тамъ же (1542 г.). Вообще же Иерипо въ это время больше интере
суется композиціей, сочиненіемъ, нежели самымъ исполненіемъ (главнымъ исполнителемъ подъ его руководствомъ былъ Джпроламо Снчіоланте да Сермонета). ПослЂднее время Перино былъ занять росписью парадпыхъ залъ въ замкЂ св. Ангела (см. Borgatti «Castel s. Angelo in Roma», Roma, 1890) ивъ «Канчелларіи». Умеръ Перино въ ноябрЂ 1547 г. См. «Vita di Perino dei Vaga con una introduzione, note e bibliografia di Mario Labo» въ серіи «Vite» Вазари, издаваемой P. L. Occhini и Ettore Coffani. Firenze, 1912.