Антонъ-Францъ Маульпертшъ (1724—1796) 114; далѣе — уроженца Бреславля, автора двухъ плафоновъ въ Царскомъ Селѣ — Франца Ксавера Балка (1724—1767), Мартина Кноллера (1724—1804 г.), Николауса НІтюбера, рас
писавшаго плафоны въ замкѣ Брюль (1732 г.), ученика Солимены — Якоба Цейлера, автора великолѣпнаго плафона въ Stiftskirche въ ОттобеуренѢ,— все художниковъ большой силы фантазіи и превосходнаго мастерства.
Питтони, о которомъ давно пора вспомнить, какъ объ одномъ изъ самыхъ великолѣпныхъ виртуозовъ живописи, имѣетъ очень много общаго съ Тіеполо, въ пріемахъ, въ краскѣ, но отличается отъ него несрав


ненно менѣе могучимъ темпераментомъ, несравненно меньшей свободой


фантазіи 115. У него мы видимъ и смѣшныя стороны времени; Тіеполо насквозь скептикъ и иронистъ; «оперность», «театральщина» отнюдь у него не имѣетъ наивнаго характера; онъ самъ, хотя и склоненъ къ ней, но не попадается на ея обманъ. Великолѣпіе, «велерѣчіе» Питтони выдаетъ академическую основу, указываетъ на совершенно иной душевный строй, на то, что для этого художника вся «оперность» дѣйствительно заслоняла жизнь, которую онъ и презиралъ, будучи во власти какихъ-то предразсудковъ, какихъ-то требованій благороднаго стиля и высокихъ чувствъ. Питтони — типичный представитель явленія, которое нѣмцы окрестили тер
миномъ «Zopf» и которое, въ сущности, пережило всю пресловутую борьбу противъ Zopf’a, оставшись неотъемлемой чертой академизма, тщетно прини
мавшаго самыя разнообразныя (начиная съ классицизма и кончая реализмомъ) формы, чтобы избавиться отъ своихъ смѣшныхъ сторонъ.
Твореніе скончавшагося на русской службѣ Джузеппе Валеріани (ф 1761 г.) 116 до сихъ поръ не изучено и не оцѣнено по заслугамъ, и Эго объясняется отчасти тѣмъ, что наиболѣе важныя его работы въ рус
скихъ дворцахъ погублены варварской реставраціей, а отчасти еще тѣмъ, что очень трудно разграничить, съ полной достовѣрностью, что принадлежитъ его кисти, а что кисти его обычнаго сотрудника, болонца Антоніо ІІерези
нотги, состоявшаго при русскомъ дворѣ съ 1742 года. Однако, достаточно одного почернѣвшаго, но сравнительно нетронутаго плафона во дворцѣ графа Строганова и особенно рисунковъ Валеріани въ Эрмитажѣ и въ собра
ніи герцога Г. Н. Яейхтенбергскаго, чтобы въ области декоративной живописи отвести мастеру «одно изъ первыхъ мѣстъ среди величинъ второго раз
ряда». Превосходный знатокъ перспективы (у него учился самъ Пиранези),


чудесный архитекторъ и изящный «фигуристъ», онъ себя заявляетъ въ этихъ работахъ достойнымъ соотечественникомъ Каналетто и Паннини.


114 Совершенно тіеполескпый плафонъ въ «Ленномъ зал Ь» въ КремзирЪ.
115 См. стр. 324, примЪч. 63.
116 Giuseppe Valeriani (какъ и братъ его Доменико) былъ родомъ изъ Рима, но свое образова
ніе онъ получилъ подъ руководствомъ венеціанскаго пейзажиста Марко Риччи (о немъ ниже); въ 1742 г. призванъ на русскую службу; умеръ въ Петербургѣ въ 1761 г. См. его рисунки въ «Старыхъ Годахъ». 1911, іюль — сентябрь, и 1912, май.