великолѣпными каскадами. Но холодный болонецъ-академикъ, наслѣдникъ Гвидо Рени, сказывается въ полной неодухотворенности типовъ, въ отсутствіи какого-либо чувства. Тіеполо, при всемъ скепсисѣ, весь огонь, энтузіазмъ и даже романтикъ; у Крети все только мастерство (огромное мастер
ство!) и умный расчетъ. Мѣсто Бигари скорѣе среди художниковъ-перспективи
стовъ. Лучшее, что имъ создано, это фрески, картины и гуаши, въ которыхъ онъ размѣшаетъ небольшія фигуры среди лабиринтовъ фантастической архитектуры. Но и тогда, когда Бигари пишетъ крупныя композиціи «историче
скаго характера», онъ обнаруживаетъ изумительныя знанія и умѣетъ быть не менѣе блестящимъ и наряднымъ, нежели его товарищи.
Торелли, котораго лишь съ натяжкой можно отнести къ болонцамъ122, написалъ одно несомнѣнно геніальное произведеніе — коронаціонный пор
третъ Екатерины И, сообщающій о женщинѣ и монархинѣ больше, нежели всѣ остальные живописныя характеристики «Сѣверной Семирамиды» т. И все же Торелли не можетъ, при всей своей виртуозности, сравниться ни съ Тіеполо ни даже съ Буше, къ которому онъ приближается своей «матовой» сѣрой гаммой. Этому даровитому художнику не хватало жизненнаго импульса, и онъ, какъ декораторъ, уступаетъ болѣе простодушнымъ «комаскамъ» и болѣе порывистымъ неаполитанцамъ именно тѣмъ, что въ немъ слишкомъ много сознательнаго расчета, слишкомъ много «заботы объ изяществѣ», что онъ весь какой-то благовоспитанный, сдержанный, и, вслѣдствіе всего этого, искусство его не лишено извѣстной приторности.
Изъ трехъ послѣдователей Солимены въ Неаполѣ, наиболѣе близко къ Тіеполо, и по мастерству и по силѣ дарованія, подходитъ популярный въ свое время, а нынѣ несправедливо забытый Франческо дель Мура, послѣдній изъ художниковъ неаполитанской школы, въ которомъ «крѣпость» стиля ужива
лась съ солидной техникой и большой красочной прелестью 12\ И Мура рядомъ съ Тіеполо можетъ показаться нѣсколько условнымъ и тяжелымъ, но все же въ немъ гораздо больше темперамента, нежели во всѣхъ остальныхъ итальянскихъ декораторахъ конца эпохи барокко, онъ тверже другихъ знаетъ то, что онъ хочетъ, и соединяетъ строгую техническую дисциплину съ
122 Stefano Torelli, ученикъ извѣстнаго веронскаго живописца Феличе, родился въ Болоньѣ въ 1712 г.; ученикъ своего отца и Солимены въ Неаполѣ; поступилъ въ 1740 г. на службу къ польскому королю; въ началѣ царствованія Ека
терины призванъ въ Петербургъ; умеръ въ 1784 г.
123 До сихъ поръ этотъ портретъ находится въ недоступной для публики комнатѣ Св. Синода, тогда какъ мѣсто ему въ Музеѣ Александра III или въ Эрмитажѣ. Другой портретъ Екатерины— въ видѣ Тріумфатора — въ Румянцевскомъ музеѣ,
третій — въ видѣ Минервы — въ Академіи Художествъ (эскизъ къ послѣднему въ собраніи кн. В. Н. Аргутинскаго).
124 Francesco de Mura или di Muro, прозванный « Franceschiello», родился въ Неаполѣ въ 1699 г.; лучшій ученикъ Солимены и (сначала) Д. Піолы. Умеръ въ 1782 г. Его фрески украшаютъ церкви
S. Сѣіага, Monte Cassino, S. Severino въ Неаполѣ и дворецъ въ Туринѣ. Рядъ его картинъ въ Не
аполитанскомъ музеѣ. Автопортретъ Муры въ Уффици принадлежитъ къ лучшему, что создано въ этой области за ХУШ в.