очень богатой композиціонной изобрѣтательностью. Поэтичныхъ картинъ у Муры не найти, но чарующе дѣйствуютъ его сочныя группировки, его густая, полная фактура, его упрощенное и эффектное «свѣтоведеніе», его сочетанія ясныхъ колеровъ лазури, розоваго и желтаго, объединенныхъ общимъ благороднымъ сѣрымъ тономъ.
Коррадо125, работавшій въ Испаніи до прибытія Тіеполо, натура болѣе «рыхлая»; его живопись была «растрепанная». Но и Коррадо, удостоившійся полупрезрительнаго вниманія Гёте, большой мастеръ-импровизаторъ, играючи справляющійся съ самыми сложными композиціями и обладающій красивой, свѣтлой палитрой. Часто онъ злоупотреблялъ склонностью къ каллиграфиче
скому росчерку, врожденной способностью кругло и вкусно «рисовать» кистью; въ жестахъ, позахъ и лицахъ онъ обыкновенно довольствуется формулами, ставшими общимъ мѣстомъ со дней побѣдоноснаго шествія Луки Джордано. Но подъ этими чертами вящаго маніеризма кроется все же подлинный тем


пераментъ, такое увлеченіе техникой, густой и сочной, что одно созерцаніе живописи Коррадо доставляетъ истинное наслажденіе.


Себастіано Конка, третій изъ выдающихся неаполитанскихъ декораторовъ 126 XVIII вѣка, наименѣе пріятный изъ нихъ127. Въ немъ внѣшняя нарядность, «оперность», пользованіе эффектными, но избитыми формулами, беретъ верхъ надъ личной изобрѣтательностью; да и его красочность усту


паетъ прелести его другихъ соотечественниковъ, особенно Муры. У Конки часто раздражаетъ «дешевый», «мишурный» блескъ, пестрота яркихъ и


рѣзкихъ колеровъ. Но и онъ отличный декораторъ, умѣвшій на потолкахъ золоченыхъ соборовъ и въ запрестольныхъ, обрамленныхъ агатами, образахъ развернуть зрѣлища такого блеска, что даже искушенный, усталый глазъ современнаго зрителя не можетъ не поддаться ихъ навожденію. Церковную живопись Конки можно сравнить съ громкими и звучными мессами и канта
тами, которыя исполнялись въ тѣ роскошныя времена, при чрезвычайномъ участіи литавръ, барабановъ и цимбалъ, въ придворныхъ капеллахъ и въ сверкающихъ монастырскихъ соборахъ.
Лучшимъ ученикомъ Конки былъ превосходный виртуозъ Грегоріо Гульельми, родившійся въ 1714 году, работавшій въ Вѣнѣ и въ Берлинѣ и скончавшійся на службѣ при дворЪ Екатерины II въ Петербургѣ, въ 1773 году. Блестящій эскизъ къ несостоявшейся монументальной работѣ мастера «Ека
терина во славѣ» хранится въ большомъ Царскосельскомъ дворцѣ. — Кромѣ Гульельми, нужно въ обширной группѣ декоративныхъ художниковъ
125 Cavaliere Giaquinto Corrado родился въ МольсеттѢ, близъ Неаполя, въ 1693 г.: ученикъ Солпмены; работалъ въ Римѣ, въ Туринѣ и, съ 1753 г., въ Испаніи; умеръ въ 1765 г.
126 Cavaliere Sebastiano Conea родился въ ГаэтѢ въ 1676 г.; ученикъ Солимены, закончившій свое образованіе въ Римѣ (вторично за ученіе Конка засѣлъ сорока лѣтъ); умеръ въ 1761 г. Произве
денія мастера украшаютъ церкви Неаполя (S. Chiага и другія), а также церкви Турина.
127 Этими художниками еще не исчерпывается списокъ мастеровъ-декораторовъ неаполитанской школы. Слѣдуетъ еще упомянуть Джузеппе Бонито, бывшаго также хорошимъ портретистомъ, ученика
Джордано—Паоло де Маттеисъ, Джузеппе Томайоли, Пьетро Бардел.ншо и членовъ семьи Росси.