же суровый характеръ, несмотря на то, что сюжетъ «Мадонна на тронѣ со святыми» требовалъ бы иного сценарія. Тронъ украшенъ тяжелой гирляндой изъ фруктовъ и листьевъ, но даже этотъ мотивъ не вноситъ привѣтливой ноты въ картину, настолько эти фрукты кажутся жесткими, а листья колючими. Позади развертывается видъ на скалистую мѣстность. Въ строгой симметріи вздымаются справа и слѣва твердые, граненые черно-бурые холмы, а черезъ ложбину между ними открывается далекій видъ на плоскій, покрытый рѣдкой растительностью холмъ съ замкомъ на вершинѣ.
Фрески въ Эремитани съ сюжетами, иллюстрирующими юность святого Христофора, приписываются то Дзоипо, то Ансуино да Форли. Но кто бы ни былъ авторъ этой живописи, онъ былъ несомнѣнно соученикомъ Мантеньи у Скварчіоне, «скварчіониегъ» и художникъ весьма замѣчательный, которому вредитъ лишь сосѣдство генія Мантеньи. Въ этихъ фрескахъ можно отмѣтить, между прочимъ, и черты сходства съ Беноццо Гои поли или, вѣрнѣе, съ фра Филиппо Липпи, что не должно удивлять, ибо великій флорентіецъ пребывалъ одно время въ Падуѣ. Тосканскія черты вносятъ нѣкоторую мягкость въ фреску «Юность святого Христофора», сказывающуюся тамъ и въ пейзажѣ. Горы имѣютъ болѣе округлыя очертанія и скорѣе напоминаютъ мѣловыя или известковыя, нежели базальтовыя формаціи. Замѣчательно также усердіе, съ которымъ передана почва, — она все еще голая, каменистая, но уже испещрена частыми пучками травы.
Съ величайшимъ усердіемъ написанъ пейзажъ на фрескѣ тоіі же капеллы «Святой Христофоръ съ Чудеснымъ Младенцемъ на спинѣ», — произведеніе малоизвѣстнаго художника Боно изъ Феррары. Замѣчательна здѣсь стара
тельная трактовка воды. Святой и мальчикъ-рыбакъ стоятъ у самой рѣки такъ, что ноги обѣихъ фигуръ отражаются въ опрокинутомъ видѣ (и съ правильнымъ перспективнымъ измѣненіемъ) въ гладкой поверхности. Это единственный примѣръ въ ХУ вѣкѣ такой точной и послѣдовательной пере
дачи даннаго эффекта. Остальной пейзажъ на фрескѣ довольно схематиченъ. Черезъ луга, на которыхъ пасутся олени, идетъ отъ рѣки дорога, поросшая по сторонамъ низкимъ кустарникомъ. Слѣва античная руина, справа капелла и шалашъ Христофора. Въ глубинѣ высокій холмъ, напоминающій то, что мы видѣли на баталіяхъ Учелло и у Мантеньи: поверхность холма вся испещ
рена пастбищами и полями, поросшими кустарникомъ. Нѣсколько сѣверный характеръ вноситъ въ этотъ ансамбль городъ съ нѣмецкими башнями и остроконечными крышами.
Достовѣрная, подписанная фреска помянутаго Ансуино «Проповѣдь святого Христофора» рисуетъ намъ этого художника, какъ мастера жесткаго и грубо
ватаго. Подобно Мантеньѣ, онъ старается придать величественный характеръ фрескѣ посредствомъ античныхъ мотивовъ въ архитектурѣ. Святой гигантъ выходитъ изъ портика на четырехугольныхъ канеллированныхъ колоннахъ, а