К. ЮКОВ


(В порядке постановки вопроса)за пролетарское кино
Проводя реконструкцию советской кинематографии, как одно из звеньев общей социалисти
ческой реконструкции всего народного хозяйства,
мы создаем твердую базу развития и роста пролетарской кинематографии.
Наличие своей советской пленки и аппаратуры даст возможность развернуть кинопроизводство в масштабах, нужных нашей стране, строящей со
циализм. Новое строительство проекционных баз — очагов культурной революции, проникно
вение проекционного аппарата в самые глухие места нашего Союза вызовут (и уже вызывают) необходимость коренной ломки всех мето
дов не только работы с фпльмой, но и работы над производствам фильмы. Наконец своя пленка и аппаратура дадут возможность развиться пролетарской самодеятельности кино до таких раз
меров, о каких не может мечтать самодеятельный театр. Неверная, ложно-«коммерчесжая», нравооппортунистическая политика затормозила пра
вильный рост и развитие кинематографа. Кинематография отстала от социалистической реконструкции всего народного хозяйства. К подготовке пролетарских кадров и их серьезному социальному отбору кинематография по-большевистски приступает лишь в этом году. Это также повлияло на творческий рост и развитие пролетар
ского кино, создало систематическое отставание кинематографа от жизни.
Вопросы роста и развития пролетарской кинематографии ждут своего скорейшего разрешения. Социалистическое строительство требует пар
тийного кинематографа, требует кинокартины, пропитанной пролетарским содержанием, играю
щей ведущую роль в деле развития культурной революции. Такая фильма и по актуальности тематики и по выражению содержания в форме,
леразрьгвно с ним связанной, должна активно воздействовать на широкие массы пролетарского зрителя. Если к этому мы прибавим обязательное требование неразрывной идеологической связи художника, делающего такую картину, с проле
тарскими массами, для которых фильма готовится, то мы будем иметь основные условия, необходи
мые для создания полноценной пролетарской кинопродукции. Разрешение этих задач связано
с преодолением сопротивления классово враждебных нам групп в кинематографии. С приближением кинематографии к такого рода задачам не
избежно все большее обострение классовой борьбы внутри нее. Конечно, эта борьба в кинематографии всеми своими корнями связана с клас
совой борьбой, происходящей в стране, связана с теми социальными группами и прослойками, которые или по-честному строят с пролетариатом социализм или вредят этой стройке, тормозят ее развитие.
<<Мы должны прямо сказать, что рабочие и беднейшие крестьяне все усилия направят на то, чтобы осуществить фактически идеалы социализма, и если кому но по пути к этим идеалам, то мы пойдем я без них. Но мы должны использовать всех, могущих действитель
но помочь нам в этой труднейшей борьбе» (Ленин)1.
Творческая часть киноработников представляет собой сегодня по преимуществу* мелкобуржуазную интеллигенцию, передовая часть которой, объедилившись в АРРК,-ставит своей задачей участие в социалистической стройке, помощь пролетариату в его труднейшей борьбе.
Участие таково отряда интеллигенции в развития пролетарского кино при осуществлении пролетарского руководства обозначает действительное, настоящее участие этого отряда в социалистической стройке.
«Мы знаем, что строить социализм нужно только из элементов крупной капиталистической культуры и интел
лигенция есть такой элемент.~ ‘Если нам приходилось с ней беспощадно борол
ся, то к этому нас не коммунизм обя
зывал, а тот ход событий, который всех демократов и (всех влюбленных в буржуазную демократию от нас оттолкнул(Ленин).
Эти ленинские слова приходится сегодня говоря о кинематографии напоминать, потому что классово враждебные силы сочиняют легенды о
1 Том XXIII, стр. 302, 3-е издание.


к борьбе