от редакции
о „статье“ т. вертова
Прочтя собрание вырезок из немецких газет, которое т. Вертов столь сенсанционно озаглавил, читатель может по меньшей мере не
доуменно развести руками. В самом деле, по
чему редакция поместила эту — называемую т. Вертовым «статьей»—из ряда вон выходяшую рекламу? Объяснение действительно необходимо. Но прежде всего мы обязаны дока
зать, что материал, присланный т. Вертовым в журнал, — совершенно недопустимая само
реклама. Читатель в таком доказательстве не нуждается—он и сам это великолепна • поймет. Но т. Ветров, заявляющий, что голова его не кружится от успехов и что он помнит о крупных недостатках фильмы, может обви
нить нас в недобросовестности: лучше уж сразу отвести в сторону подобные разговоры.
Рекламный характер «статьи» т. Вертова особенно ярко проявился в заголовке. Тут и Чарли Чаплин, и гамбургские рабочие, и приказы доктора Вирта. Чарли Чаплин об «Энтузиазме». Это ведь не фунт изюма! Однако, из текста мы узнаем, что заметка о Чаплине — «неумеренное расхваливание» работы Вертова. И вот так оценивая данную за
метку, т. Вертов начинает заголовок с имени Чаплина. Мало этого, говоря о «неумеренных похвалах», т. Вертов не ограничивается лишь указанием на это неприятное обстоятельство, но «добросовестно» цитирует их. Такие «не
ловкости» можно делать, только преследуя рекламные цели. Недопустимость саморекламы состоит не только в том, что т. Вертов кажется, первый из работников советского искусства счел для себя возможным собрать и напеча
тать за своей подписью наиболее эффектные из отзывов о его работе. Она прежде всего в том, что т. Вертов не постеснялся придать саморекламе характер большого политическо
го события: смотрите, как мой «Энтузиазмработает на арене мировой политической борьбы. Свою «статью» он заканчивает так: «При
веденных фактов и примеров достаточно, чтобы подвести итоги боевой операции, проде
ланной советской фильмой «Энтузиазм» на фронте борьбы против чрезвычайных декре
тов капиталистического мира. «Как видит чи
татель, здесь проявилось не только отсутствие «фомвости у автора, но и самая нстоящая мания величия, пытающаяся спекулятивно ис
пользовать факты дествительно огромного значения.
Почему же редакция решила поместить «статью» т. Вертова?
Во-первых, потому что она заставляет нас насторожиться в отношении работы наших фильм за границей. Известно, что фильма т. Вертова не получила одобрения у нас в СССР. Известно, что «Энтузиазм» страдает такими недостатками, которые привели к иска
жению фильмой картины социалистического строительства, идущего в нашей стране. Совсем не случайно, что она очень недолго про
держалась на экране, несмотря на отсутствие в то время других зйуковых фильм. Никаких козней «прокатчиков» тут не было.
Если же верить т. Вертову, а он действительно «пользовался успехом» за границей, то в Германии, Франции и других странах «Энту
зиазм» получил совершенно иную оценку. При всех поправках и на самовлюбленность т. Вер
това и на полное непонимание им причин успеха его фильму следует признать, что многие друзья СССР приняли вертовский по
каз «социалистического строительства» за йисгую монету, не отнеслись к этому показу критически. Мы должны помнить, какое ог
ромное значение имеет всякий рассказ об СССР за границей, какое огромное значение имеет даже простая фотография. Понятно ка
кое гигантское значение может иметь фильма, да еще звуковая, да еще «документальная». С другой стороны, мы должны помнить о том, как плохо еще знают о нас за границей наши друзья, как много лжи распространяется о нас врагами. Поэтому с величайшей осторожно
стью, т. е. с предельной правдивостью, должны мы делать наши фильмы для заграничного зрителя. И уже если за границу идет фильма не очень правдивая, нужно приложить все ме
ры к томуг чтобы и заграничному зрителю стали понятны ее недостатки.
Во-вторых, мы помещаем «статью» т. Вертова для того, чтобы показать киноработникам «секрет» успеха за границей некоторых наших фильм. Почему «Энтузиазм» не вызвал у советского зрителя никакого энтузиазма? Поче
му эта же картина становилась в отдельных случаях фактором борьбы коммунистов Германии с социалфашистами? Потому что «нег пророка в отечестве своем», пбтому что мы