по развитаго кинохроники, мы перестали глушить актерский Парнас бомбами «чрезмерных манифестов» и повели в наступившіе «к и н о- правды»: «22 «киноправды», 22 та
рана в брюхо старому миру, 22 об
разца еоветской кинохроники, 22 ступени нового мастерства, 22 ко
лодца, из .которых утоляют жажду и распаленные смертями и поцелуями маги-режиссеры и начни а ю- щие работники кинохроники». («Киноглаз» и. борьба за кинохронику. «Советский экран» № 15 от 13/1V 1926 г.)
Киноглаэовцы спокойно раз’ясняют, что речь идет «не о полной уничтожении актерских филі.м, а лишь о. вытеснении их из пон я т н я — господствующее кино в п о н flти е — второстепенное кино, театральное, актерское».
7. Одновременно вносится предложение: словами — «игровое кино, актерское кино, театраль
ное кино» — называть такое кинопроизводство, «при котором между об’ективом киноаппарата я подлежащими с’емке явленпями видимою мира ставится призма актерской игры; словами ■— «неигровое кино, документальное кино, киноглаз» — называть такое кинопроизводство, «при котором между об’екгивом киноаппарата и об’-
ектами с’емок не ставится эта призма (призмѣ актерской игры), когда управляемый киноаппа
рат иопольэовывается непосредственно для записи, для исследования ви
димого (и невидимою невооруженн ы м г л а з о м) ы и р а».
8. 1 9 2 4 г. : «Было бы больше смысла на средства, получаемые от эксплоатации загранич
ною барахла, делать киновещи типа «киноглаз», научные ленты и организовать нажопец всесоюзную кинохронику. Наше отношение к научмой с’емке будет вам ясно из следующей
формулы: «киноглаз» — это смычка науки с кинохроникой для борьбы за коммунистическую расшифровку мира, sa раскрепощение зрения пролетариата. Советую вам прило
жить все старания, чтобы уже в ваших первых работах по хронике ощущался этот уклон в на
учную сторону, для чего склоните на вашу точку зрения навменее ожамеиелых научных работиявов. Познакомьтесь с мультипликационной с’емкой. Углубляйте наблюдения кинонаблю
дателей научными данными». «И р о т и в таблицы: художественной кинемато
графии 95%, научной, хроники и остальных — 5% выставьте табли


цу: «киноглаз», т. е. научи., учебн. и хроники — 75%, художественной дра


мы — 25%». (Письмо-инструкция кружжам «киноглаз».)
9. Все наши выступления, начиная с «и р о- екта первой опытной киностанц и и», носят уже характер не «головокружи
тельных манифестов», а конкретных преддожевий:
а) «Хроника-молния» — демонстрирует. события на экране в тот же день, когда они произошли. «Киноправда» — периодический жу.р- нал—сводка событий в агитационное целое.. Комическая хроника — «маленысие недостатки механизма», «нэп». Под кинорекламой подразумевается с’емка предцриятий, рекламирующих се
бя, рекламы-трюки, шаржи, кинооб’явления. Так называемые производственные заказы распределяютея меяеду научной с’емкой (если цель с’емки научно-показательная) и рекламной (если речь идет только о рекламе). Среднею тала — видовой с’емки производства, по-моему, быть .не должно...» «Вся «художественная» с’емка есте
ственно переносится в . ателье». (Предложение «киноглаза» об организации «первой опытной киностанции», 1924 г.)
б) «Считаю целсообразным выделение работникбв научной фильмы и работников хроники, т. е. всех работников неигровой фильмы в отдельную оѳкцию с правой участия в другнх секциях». (Из особою мнения «киноглаза», предложенною к протоколу заседания АРРКа от 23/ѴІІ 1926 г.)
в) «Об’единение всех видов киноглазовской работы от текущей хроиики-молниж до научных картин, от темовых киноправд до революционно патетических кинопробегов». (Из предложения «киноглаза» об организации «фабрики фактов», «Правда» от 24/ѴІІ 1926 г.)
г) «Фабрика неигровой фильмы — это значит вот что: «Совкиножурнал», картины «киноглаза», научные картины, учебные карти
ны и т. д. соединяются в одной месте. Тут же мультилликационные, экспериментальные кабинеты, экспериментальная лаборатория, монтаж
ная...» (из предложения на заседании художественного совета Совкино летом 1926 года). «В Совкино обсуждается вопрос об организации фабрики неигровой фильмы, на которой предпо
лагается концентрировать все производство хрокикальных, научных и мультишіикационных фильм. При фабрике должны бытъ организова


ны лаборатория, монтажная, мультадликацион


ные кабинеты и т д.». (Киногазета от 28/ІХ 1926 г.)
10: Наряду с предложениями об юрганизацви фабрики неигревых (научных, учебных, хроникальных и т. д.) фильм киноглазовцы не устают из месяца в месяц, из года в год повторять