Арс. Авраамов

синтонфильм1

Синтонфильма — это звучащая кинолента, воспроизводящая не натурную звукозапись, но синтетическую кривую, созданную сложными акустико-математическими выкладками и нане
сенную на пленку мультипликационной с’емкой («мультзвук»).
Идея «рисованной музыки» элементарна: раз звук записывается (при трансверсальном мето
де) в виде некоей кривой — значит его можно искусственно воспроизвести.
Однако реализация этой идеи оставалась бы дорогостоящим «трюком», если бы не была оплодотворена творческим заданием—дать звукоискуоствам (музыке, радио, тан- и теле
кино) художественные ресурсы, не осуществимые средствами натурной звукос’емки.
С другой стороны— осуществление этого замысла требует от реализатора разносторонней и весьма специфической квалификации: необходимо совмещать электро-акустико-математическую .эрудицию с .музыкально-творческой одаренностью и технической изобретательно
стью при наличии верной социальной ориента
ции на современность и ближайше будущее, а в применении к тон- и телекино—еще и не
заурядной художественно-зрительной интуиции.
Без этого комплекса данных неизбежны уклоны— либо в натуралистическую имитацию звуковой «натуры», либо в утопию «механиче
ской музыки», либо, наконец, в трюкачество и беспринципный формализм.
Мы (коллектив экспериментальной лаборатории «Синтонфильм» НИКФИ) ставим проблему во всем ее об’еме, осознав опасности пути и вооружившись компасом строго научного метода исследования.
Каковы же социальные, художественные и технические перспективы нашей работы?
Синтетическая тонозапись освобождает революционера-музыканта от гнета материаль
ной техники его искусства: нарисовать я мо
гу звук любого тембра, дат;ь ему любое — пусть небывалое — ритмическое, гармоническое оформление. Косность исполнительской техни
ки и грубость слуха более тоже не страшны: пусть ни один певец ие умеет воспроизводить оригинальные интонации музыки Востока, я
1 Печатается в порядке обсуждения. Данная статья является сокращ иным введением к науч
ной работе автора, подготовляемой к печати в текущем году в НИКФИ.
их нарисую с математической точностью, я могу довести «виртуозные» пределы исполнения до 48 различных звуков в секунду, я могу, наконец, построить небывалую доселе музыку сплошь глиссандирующих тонов в любых направлениях, с любыми скоростями. Словом, я неограниченный властелин своего творческого замысла... Так ли? Разумется. не так; предел моей творческой «фантазии»—в социально
музыкальных потребностях класса, с которым я иду, и мое преимущество лишь в том, что, будучи свободен от технических пут прошлого, я наиболее полно могу удовлетворять клас
совые потребности моего «потребителя», не навязывая ему «принудительного ассортимента».
Таким образом социально-революционная сущность идеи синтонфильмы не подлежит сомнению: перспективы ее грандиозны, если, разумеется, не исказить их суб’ективистоким
«прожектерством», не превратить в орудие удовлетворения личных музыкально-творческих «прихотей» композитора. На то есть, однако, рабочий план института, увязанный с потреб
ностями кинопроизводства, которое в свою очередь регулируется художественно-классовыми запросами советскогр кинопотребителя.
Я утверждаю, что переживаемый нами кризис музыкального творчества грозит затянуться на десятилетия, если ие будет «свергнут
старый музыкальный «строй» — равномерная темперация.
12-иолутоновая темперация неспособна оплодотворить пролетарское творчество, как и оно само не в силах влить новую жизнь в этот разложившийся труп некогда «либеральнопрогрессивной» системы.
Синтонфильма безболезненно решает эту проблему, открывая возможность завтра же «пустить в ход» любую систему на выбор: натуральный строй, любые «народные лады» Во
стока, обер- или унтертояовые конструкции — одинаково легко и технически безразлично. Ибо «рисовать» можно произвольные «частоты», даже сплошные глиссандо любой скорости.
Мы работаем в настоящее время в предложенной мною „Welttonsystem , синтетически обнимающей все существующие художественно- и народно-мызыкальные системы. Мы применяем и натурально-акустический строй и 48- ступенную темперацию, применим и всякую другую, обоснованно нам предложенную.