Н. ПуссенЪ. Жертва Гименею. Собраніе Кука вЪ Ричмондѣ.
Такимъ чувствомъ и такими знаніями природы обладалъ лишь великій вдохновитель Пуссена — Тиціанъ, и они же затѣмъ проявились, гораздо позже, въ творчествѣ Коро и Бёклина.
Однако, только за послѣднія десятилѣтія глаза стали снова постепенно открываться на Пуссена. Напротивъ того, подъ вліяніемъ узкаго и коснаго реализма, въ серединѣ XIX вѣка его совсѣмъ было готовились «сдать въ архивъ». Тогда, «повѣривъ академіямъ», дѣйствительно сочли
его за схоласта и педанта, за живописца несносныхъ умниковъ — le peintre des gens d’esprit. Теперь же мы выучились лучше понимать подлинность его поэзіи и, мало того, стали цѣнить чисто-живописныя стороны его искусства, которыя были недоступны даже его поклонникамъ въ академіяхъ. Вѣдь, распря «рубенистовъ» и «пуссенистовъ» (о которой рѣчь впереди) основана была, въ значительной степени, на недоразумѣніи, на неполномъ пониманіи и фана
тиковъ и хулителей Пуссенова искусства. Рубенисты отрицали всякую живо
писность за Пуссеномъ, а адепты послѣдняго, не опровергая обвиненія, переводили споръ на теоретическую почву и тѣмъ самымъ какъ бы готовы были подтвердить второстепенное значеніе въ живописи чисто-живописныхъ качествъ 67.
Красочность Пуссена, дѣйствительно, не того поразительнаго стихійнаго
характера, какимъ отличается живопись венеціанцевъ или Рубенса; краски у
57 Одинъ изъ «памфлетистовъ-рубенистовъ» такъ отзывается о мастерѣ, котораго поклонники называли «le Timanthe de notre siècle et le plus accompli de tous les modernes»:
Il sçavait manier la règle et le compas.
Parlait de la lumière et ne l’entendait pas;
Il était de l’antique un assez bon copiste; Mais sans invention et mauvais coloriste.
Il ne pouvait marcher que sur les pas d’autruy; Le Génie a manqué, c’est un malheur pour luy.
Въ своемъ отвѣтѣ «пуссеписты», напротивъ того, воспѣвали: