ТВОРЧЕСТВО РЕПИНА СТАТЬЯ А. П. ИВАНОВА.
I
Быть художником значит уметь видеть и при этом видеть по-своему.
Подобно человеческому лицу все видимое нами в окружающем мире имеет выражение; принадлежа к сфере внешнего, оно в то же время обладает способностью именно через самую внешность свою выражать, воплощать эмоциональное, т.-е. уже вну
треннее, как обладает ею и внешний образ человека. .Не только вечно подвижные облики живых существ, но и оцепенелые обличья неодушевленных предметов; — не только лица и жесты отдельных людей, но и сложные многоликие явления жизни,— одарены этой обращенной к нашему зрению экспрессией. Почему же не всюду, не всегда и не всякому из нас она бро
сается в глаза? Отчего видимый мир для большинства глух и нем?
Потому, что эта выразительность видимого слишком многостороння. У нее бесчисленное множество различных, часто взаимно противоречивых сторон, и эти стороны, если они воспринимаются все одновременно, неизбежно смешиваются, спутываются и друг друга заглушают; воспринимать их зараз все — значит не воспринимать в сущности ни одной; а на это и обречено большинство людей. Художник тот, кто умеет в не
стройном хаосе этих зрительных голосов улавливать и выделять какой-то заветный для себя голос,—только один, — зато глубже