Николай Тарабукин.




ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ В ПЛАКАТЕ.


Плакат—продукт капиталистической эпохи.
Хотя первые плакаты появились в виде афиш парижских театров-кабачков, но буржуазия быстро воспользовалась и усвоила все выразительные средства плаката в целях коммерческой конкуренции.
Плакат порожден борьбой.
Борьбой на рынке, борьбой на фронтах: политическом, военном, идеологическом. Плакат начинает жить особо интенсивно в острые моменты борьбы. Обострение товарного кризиса, выборная кампания
в парламенты, война, революция—толкают на улицы городов пеструю, глазастую, крикливую рать плакатов.
Детище борьбы—плакат динамичен.
Динамичен по своей идеологии, формальной структуре, условиям производства и социальной роли. Динамичность плаката делает его специфически изобретательным искусством.
Плакат—наиболее выразительная форма производственного изобретательства и мастерства.
Как продукт производственный (и массового производства), плакат не имеет (и не должен иметь) какой-либо раз навсегда фиксированной формы.
Форма плаката всякий раз нова.
Она возникает не а рпоп, а вырабатывается в каждом новом случае а розепоп. Она является результатом трех условий:
1) Назначения плаката (момент социально-телеологический);
2) Технических рессурсов, материала, средств изобразительности и пр. (момент производственный);
В) Условий восприятия средой и условий воздействия на нее (момент социально - психологический).
Размышляя о плакатном мастерстве, нельзя говорить об импрессионистическом, экспрессионистском, конструктивном и пр. плакате. Ибо „голой абстрактно - мыслимой формы плаката, в которую бы можно было „влить любое содержание —не может быть.
Как же протекает процесс изобретательства формы плаката (когда мастер сознательно отдает себе отчет на протяжении всех стадий своей работы), или как должен он протекать (когда требуемой сознательности мастер проявить не умеет)?
Чтобы ответить на такой вопрос, нужно сделать ориентацию не на художника - станковиста, а на инженера-производственника. Построить и оценить форму плаката, как продукта массового производства, возможно путем сравнения его с наиболее типичными фабрика
тами массовой индустрии. Почти всякий фабрикат, выпускаемый на рынок, является орудием или средством для определенной цели.
Всякое же орудие или средство является предметом социальным, самодовлеющего бытия не имеющим.