Социально-экономическое и формально-производственное содержание фабриката массовой индустрии обусловливается назначением вещи.
Форма такой вещи диктуется ее назначением и материалом. Она должна- быть целесообразна и утилитарна. Назначение предмета учи
тывает сферу его социального распространения. Пример: набойка,
варьируя цвета и рисунок, учитывает социальный состав потребителей и места назначения.
Следовательно, инженер, проектирующий вещь массового потребления, имеет в виду:
1) Назначение вещи, ее потребительскую функцию; 2) Сферу ее социального распространения; 3) Материал, подлежащий обработке;
4) Технические рессурсы, коими можно располагать при выработке вещи.
Эти четыре момента, в свою очередь, влияют на:
а) трудовую стоимость продукта, т.-е. на нормальное или среднее количество труда, которое при данных общественных, экономи
ческих и технических условиях требуется для производства продукта;
б) потребительскую ценность продукта или его общественную полезность для потребления.
Меновая стоимость продукта нас не может здесь интересовать, ибо плакаты не поступают в продажу.
Роль мастера-плакатиста вполне адекватна роли инженера-конструктора. Оба они являются изобретателями формы вещи, формы не самодовлеющей, а обусловленной назначением продукта. Следова
тельно, приступая к конструкции формы плаката, мастер должен учесть все вышеозначенные условия. И только, как результат этого учета, может быть создана своеобразная форма плаката на каждый данный случай, и только именно на этот данный случай. Итак, про
изводственная позиция, которую займет мастер-плакатист, подлинно поняв свою роль, вытекает из самого существа производства данного рода фабрикатов.
Мастер-производственник, получив заказ на плакат, при изобретательстве его формы, станет учитывать:
I. Потребительскую функцию плаката, его назначение произвести единовременный, максимально-сильный и короткий удар по психике зри
теля. В музыкальной терминологии есть выражение accord plaqu6, что означает ровный, одновременный удар всех нот аккорда. Плакатная форма подобным же образом концентрирует в одном фокусе макси
мум выразительности .Потребительская функция плаката в силу этой ударности отличается от функций вещей массового потребления рез
ким преобладанием психологического момента над материальным. Крупная индустрия в выработке форм предметов массового потребле
ния стремится к стандартизации этих форм (электрическая арматура, телефонные аппараты и нр.). Этой унификацией форм достигается легкость замены пришедшей в негодность одной вещи другою, по
добной ей, а также нормализуются способы выработки предметов, потребляемых в массовом количестве. Напротив, мастер плаката, учи
тывая его ударную задачу, его максимальное воздействие на психику зрителя путем создания зрительно наиболее бросского выражения— вынужден стремиться не к стандарту а к оригинальности.
Унифицированная форма, быстро примелькавшаяся зрителю, перестает производить на него воздействие, становится незамечаемой, т.-е. плакат теряет свой смысл быть призывным.