К. Юков
,,ТИXий дон“
1
Не всякий, кто выступает против буржуазной идеояоти, против обывательщины и мещанства, является пролетарским критиком. Достаточно вспомнить хотя бы первый период борьбы бур
жуазии с феодальной аристократией, нюопции аристократии и духовенства по отношению к мо
лодой буржуазии времен: XVIII столетия, чтобы убедиться, что буржуазную идеологию можно кри
тиковать далеко те с пролетарских позиций. Да зачем уходить в такую далекую область истории? В современной буржуазной Германии мы имеем специальные журналы, рассчитанные на мешанина. В этих журналах буржуа всячески изде
вается над немецким обывателем с канарейкой, над граммофоном с трубой и танцем «полька-бабочка», над занавесками в комнате. Однако буржуа, регулярно читающий эти журналы, не имеющий в комнате канарейки, занавесок и граммофона с трубой, но сущест®у своему далеко не избавился т>т обывательщины и мещанства. Идеология мещанина (в нем углубилась,
переросла в новое качество, несмотря та то, ига с внешней стороны он, его семья, его дом не живут интересами обывателя с канарейкой. Его критика канарейки остается обывательской, ме
щанской критикой, хихиканием в кулачок над «культурой», в которой он сам же сидит по уши. Буржуазное искусство, культуру можно таким •образом критиковать о позиций буржуазии.
Однако если сравнительно лепко определитпозицию, точку ©рения критика, оценивающего художественное произведение, то далеко ве легко определить точку зрения художника, занима
ющего по отношению к изображаемой ям действительности также <шою критическую позицию. Критик действует открытым оружием ло
гики. В его суждениях мы сразу же ощущаем партийность, (KiiacooiBiocTb — вое те особенности, которые характеризуют его тоаиции. У художни
ка грраядо труднее очгределитъ его критические позиции по отношению к действштелынюсти.
И часто нам легче чувствовать отношение художника ж действительности, нежели это
отношение объяснить, вскрыть, доказать.
С этой стороны исключительна по сложности задача— Выявить художествешно-гголиигческие
позиции режиссеров Правота и Преображенской в их работе над произведением М. Шолохова «Тихий Дон». Ведь прежде чем появиться гото
вому художественному произведению на экране, критическое освоение действительности у этих художник»® пш по очень извилистым я разно
характерным путям. Быт донского казачества, социальные и экономические процессы, происходившие на Дону, были вскрыты пролетарским писателем в его литературном произведении «Тихий Дон». Глазами писателя осваивалась,
критически перерабатывалась и представлялась читателю казацкая действительность. Писатель со своеобразным мировоззрением, со своеобразным методом работал над этим художественным полотном. Наконец весь творческий процесс имел свою специфику, в {основном свойственную пролетарской литературе и отличную от другой литературы, скажем, буржуазией, специфику, от
личную от других видов искусства—скульптуры, живописи и, конечно, кинематографа.
Поэтому надо сразу же учесть, что режиссеры Право® и Преображенская работали над показом (нужно понимать—вскрытием) действительности черев посредство литературного произведения, причем такого произведения, которое является законченным образцом художественного творчества. Для Шолохова основою творческого про
цесса явилась конкретная, историческая данная
действительность. Для Правша и П реображен - окой эта дсйствйтелыгость предстала преломлен
ной в литературном произведении со своеобразными и только ему — литературному произведе
нию—свойственным средством выражения. Для Шолохова •единичными явились конкретные жи
вые люди, их труд, жизнь, борьба. Для авторов
тошно единичным явился роман Шолохова — литературнюе црюизведенте с уже ютовыми типами, с законченными образами герое®, средой,
июгоричшвой обстановкой, обрисовка которой -цроговаздпа сие цифическими средствами выражения, свойственными литературе.
Вот, ©от!—восклицает вали читатель, а возможно вместе с ним и авторы фильмы «Тихий Доя»,—если у Шолохова были конкретные, жи
вые люди, то у Правова и Преображенской были абстрактные образы. Если первый мог навязывать героям свои мысли, идеи, направлять поступки своих героев так, чтобы вскрыть