ния феодального господства и завоевания политической власти для того, чтобы уничтожить все дворянские привилегии, освободить крестьян, на место феодализма уста
новить буржуазный общественный порядок. Горожане вели борьбу во имя своих узких интересов, стараясь завоевать себе местечко в феодальном обществе. Экономическое раз
витие еще не привело к преобладанию во всем обществе
буржуазных интересов, к созданию нового общества; вне черты города господство дворянства оставалось нетронутым, и сами города эксплоатировали свои сельско-хозяйственные владения феодальным образом. В начале горожане пресле
довали лишь свои чисто местные интересы, ибо долгое время сфера их хозяйственных интересов ограничивалась преимущественно узким кругом сельских потребителей предметов торговли и ремесленных изделий. И если с ходом экономического развития часть этих городов приобрела широкие экономические связи, то все же в общем еще долгое время умственный кругозор горожан не выходил за пределы приходской политики. Самое большее, если несколько городов вступали в союз для разрешения опре
деленных задач. Но такие союзы городов ставили себе вполне ограниченные цели, при чем отнюдь не имелось в виду завоевать политическую власть во всей стране и преобразовать общественный строй.
В политической области самым крупным завоеванием третьего сословия являлось допущение представителей
городов в собрания сословий. В Германии, в Нидерландах, во Франции, Англии, Испании в штатах стали участвовать на ряду с привилегированными сословиями и крупнейшие города, которые однако не обнаруживали самостоятельных стремлений и большей частью шли на поводу у коро
левской власти, старавшейся использовать их против феодальной аристократии. Как и прежде, случаев классовой борьбы между дворянством и городами было достаточно. В Германии, например, история городов позднейшего средневековья изобилует ими. Борьба эта не ведет к уничтожению буржуазного развития феодалами, но и не при
водит к революционному преобразованию общества буржу
азией. Ведь в самих городах буржуазный строй еще совсем не походил на современный. Не говоря уже о том, что