Александромъ Григорьевымъ колоколъ прекраснаго звука въ 2000 пудовъ.
Въ ХУП вѣкѣ въ Москвѣ имѣлись свои золотари, серебреники, ткачи, колымажники, котельники, мѣдники, печатники и т. п. Существовали и цѣлыя слободы, ука
зывавшія на различное мастерство обывателей: Бронная, Денежная, Гончарная, Иконная, Кузнечная или Кузнецкая, Пушкари, гдѣ жили и колокольные мастера, и т. п. Всѣхъ искусствъ и ремеслъ, процвѣтавшихъ здѣсь въ то время, перечислить невозможно. Образцы московскаго дѣла разсѣялись повсюду. И теперь лучшія работы старыхъ московскихъ мастеровъ (до ХѴИІ в.) можно видѣть во многихъ городахъ внѣ Москвы. Вотъ почему разработка об
ластной, провинціалыюй, старины можетъ содѣйствовать
изученію археологіи города Москвы, особенно тогда, когда мѣстные Памятники — происхождепія московскаго, но не тожественны съ сохранившимися въ Москвѣ.
Если изученіе находящихся въ Москвѣ памятниковъ древности выясняетъ ихъ обликъ (иногородній, чужеземный, московскій), то, съ другой стороны, въ самихъ московскихъ памятникахъ открываетъ черты разнаго времени, работу разныхъ мастеровъ и опредѣляетъ надлежащее ихъ мѣсто и значеніе. Слѣдуетъ замѣтить, что многое въ Москвѣ, пзвѣстное или выдаваемое за древнее, на самомъ дѣлѣ иредставляетъ позднѣйшее произведеніе или поддѣлку подъ старину. Указать дѣйствительное время происхож
денія памятниковъ, найти и отмѣтить въ нихъ позднѣйшія наслоеція ц измѣненія значитъ предохранить отъ множе
ства ошибокъ тѣхъ, кто безъ детальнаго изслѣдованія все принимаетъ въ нихъ за произведеніе одного времени.
Нѣсколько примѣровъ всего лучше пояснять мои слова. Пріѣзжіе провинціалы и иностранцы считаютъ своимъ долгомъ побывать въ Кремлѣ; въ различныхъ указателяхъ и путеводителяхъ они найдутъ свѣдѣнія, что стѣны Кремля построены въ концѣ XV вѣка, и успокоятся на томъ, что видѣли крѣпостныя стѣны того времени. Между тѣмъ онѣ