ностью, которыя давали направленіе вашимъ сочиненіямъ, также какъ и вашему преподаванію, продолжали вооду
шевлять васъ, когда вы писали эти страницы. Я думаю, что не ошибусь, утверждая, что изъ вашей экскурсіи въ
это столь близкое прошлое, вы вышли еще больше проникнутымъ, если это возможно, нашимъ идеаломъ, еще болѣе убѣжденнымъ въ превосходстве нашего метода.
Какой урокъ для государственнаго дѣятеля представляетъ собой исторія этого, столь краткаго и столь полнаго событіями, періода, который начался революціей и кото
рому суждено было закончиться государственнымъ переворотомъ! Какое поразительное доказательство тому, что время есть необходимый факторъ эволюціи!
Народъ, внезапно облеченный верховной властью, къ которой онъ не былъ подготовленъ, потому что ему не да


вали къ ней подготовляться, роковымъ образомъ стано


вится слѣпой жертвой цезаризма. Онъ открываетъ ложь на днѣ пропасти тогда, когда уже слишкомъ поздно.
И не однѣ только народныя массы потерпѣли разочарованіе. Ихъ руководители, опьяненные своей быстрой и бле
стящей побѣдой, были слишкомъ склонны пренебрегать трудностями взятой ими на себя задачи, благодаря чему они обнаружили довѣрчивость, граничащую съ наивностью, и убаюкивали себя обманчивыми иллюзіями.
„Дни“, которые стоятъ подобно вѣхамъ на пути исторш Второй Республики, повѣствуютъ намъ объ ихъ ошибкахъ и о томъ какой жестокій выкупъ имъ пришлось за нихъ заплатить.
Но видѣть въ поступкахъ и сужденіяхъ этихъ людей однѣ ошибки, причиной которыхъ скорѣе была внезапность событій, чѣмъ неспособность отдѣльныхъ лицъ и группъ, значило бы разсматривать подъ слишкомъ узкимъ угломъ актеровъ этихъ трагическихъ сценъ и самую драму.
Другіе уроки, и гораздо болѣе важные, вытекаютъ изъ этого захватывающаго зрѣлища.


Провозглашеніе Республики пробудило огромныя наде