тельность ихъ правъ. Наиболѣе длительное слѣдствіе этого историческаго интермеццо заключалось, однако, въ другомъ, а именно въ ослабленіи сословнаго соперничества, въ паденіи аристократіи, не сопровождавшагося, однако, крушеніемъ всего общественнаго строя, въ наполненіи вскорѣ возстановленныхъ старыхъ государственныхъ формъ новымъ и болѣе богатымъ содержаніемъ. „Тираннія явилась мостомъ, ведущимъ къ ограниченному сперва, а затѣмъ къ полному народовластію.


Между тѣмъ потокъ духовной жизни прокладывалъ себѣ и болѣе широкое и болѣе глубокое, чѣмъ прежде, русло. Героиче


ская пѣснь, въ теченіѳ вѣковъ звучавшая подъ игру на лютнепри іонійскихъ дворахъ, постепенно смолкаетъ. На первый планъ выступаютъ новые роды поэзіи, и, между прочимъ, такіе, кото


рые не требуютъ исчезновенія личности поэта за повѣствуемымъ имъ. Возникаетъ субъективная поэзія. Да и какъ могло быть


иначе? Значительно возросло число людей, жизнь которыхъ выходитъ изъ тѣсныхъ граней патріархальнаго уклада. Перемѣнчивость государственной жизни и сопряженная съ нею неустойчивость экономическихъ отношеній сообщаютъ судьбѣ ин
дивидуума большее разнообразіе и болѣе рѣзкія очертанія его облику, повышаютъ его самодѣятельность и усиливаютъ въ немъ увѣренность въ себѣ. Онъ выступаетъ съ обвиненіями и увѣщеваніями, укорами и совѣтами къ своимъ согражданамъ и товаршцамъ по партіи, въ свободной рѣчи даетъ просторъ своимъ надеждамъ и разочарованіямъ, своей радости и скорби, гнѣву и презрѣнію. Въ глазахъ индивидуума, во всемъ предоставленнаго самому себѣ и расчитывающаго лишь на собственныя силы, его личныя дѣла пріобрѣтаютъ столь важное значеніе, что онъ смѣло выноситъ ихъ на об
щественный судъ. Онъ обнажаетъ свою душу передъ согражданами, призываетъ ихъ судьями въ вопросахъ любви и права, требуетъ ихъ сочувствія въ понесенныхъ имъ обидахъ, въ достигнутыхъ наслажденіяхъ. Самые сюжеты старинныхъ пѣснопѣній проникаются новымъ духомъ. Творцы хоровой пѣсни перера
ботываютъ эпосъ боговъ и героевъ въ разнообразной, подчасъ противорѣчивой формѣ. Наряду съ стремленіемъ дидактическихъ
поэтовъ къ упорядочивающему и уравнивающему объединенію всѣхъ разнорѣчій, происходить постоянное измѣненіе въ образахъ миѳическаго прошлаго, въ оцѣнкѣ дѣяній и характеровъ героевъ и героинь; пристрастіѳ или враждебность избираютъ себѣ среди нихъ объекты, часто не считаясь съ освященнымъ