части изъ опыта, накопленнаго ихъ предшественниками и мудро просѣяннаго руками жрецовъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, рѣдко они поки


дали таинственное ущелье, не обогатившись кромѣ того новыми познапіями и новыми импульсами изъ личнаго сношенія съ другими паломниками. Изъ поколѣнія въ поколѣніе возростала притягательная сила блестящихъ игръ, праздновавшихся въ ши
рокой долинѣ Алфея; благодаря введенію все новыхъ родовъ состязанія, программа празднествъ постоянно обогащалась; все воз
ростающее число посѣтителей, собиравшихся первоначально лишь изъ близъ лежащихъ мѣстностей, захватываетъ, какъ на это указываютъ имена побѣдителей (извѣстныхъ, начиная отъ 776 г.), все болѣе широкіе круги эллинскаго міра. Къ живому обмѣну вѣстями и свѣдѣніями присоединялось здѣсь и взаимное наблю
дете и обсужденіе порядковъ, царящихъ въ многочисленныхъ предѣлахъ многообразной страны, и столь различествующихъ ме
жду собою обычаевъ, нравовъ и религіозныхъ вѣрованій. Сравненіе влекло за собою оцѣнку, которая въ свою очередь наво
дила на размышленія о причинахъ какъ существующихъ различій, такъ и единой основы, пребывающей при всѣхъ видоизмѣне
ніяхъ неизмѣнной, и на исканія для всѣхъ пригоднаго мѣрила поступковъ и вѣрованій. Изощренная и обогащенная наблюдатель


ность привела къ сравнительному изученію, а это—къ критикѣ и


углубленному размышленію. Въ теченіе долгаго времени изъ этого источника возникалъ не одинъ гордый потокъ, — здѣсь, между прочимъ, беретъ начало гномическая поэзія, отображеніе человѣческихъ характеровъ - типовъ, мудрыя реченія, въ изобиліи исходящія изъ устъ глубокомысленныхъ гражданъ и умудренныхъ опытомъ правителей.
Распространенію новыхъ пріобрѣтеній въ области знанія и культуры не мало способствовало крылатое посредничество обмѣна
мыслей, т. е. искусство письма. Правда, оно уже давно было знакомо грекамъ: тѣсныя сношенія съ финикійцами, о которыхъ свидѣтельствуетъ гомеровскій эпосъ, врядъ ли были бы возможны безъ того, чтобы ловкій торговый гость-эллинъ не заимствовалъ
этого чудеснаго пособія для сохраненія и передачи мысли у ханаанскихъ купцовъ, которыхъ онъ часто долженъ былъ заставать за на
чертаніемъ письменныхъ знаковъ. Но уже и до этого часть грековъ, по крайней мѣрѣ, владѣла искусствомъ письма. Письменные знаки, состоящіе изъ слоговъ, открытые за послѣднее время на кипрскихъ памятникахъ, такъ неуклюжи и неловки, что употре