валъ, чтобы изысканы были мѣры къ пресѣченію зла. Соборъ призналъ справедливость этого требованія, но назначилъ исправительныя мѣры въ одномъ только списываніи. По
ручено было протопопамъ и старѣйшимъ священникамъ въ каждомъ городѣ осматривать (дозирать) по всѣмъ церквамъ богослужебныя книги и неисправно переписанныя исправлять соборнѣ по вѣрнымъ спискамъ; наблюдать, что
бы писцы переписывали эти книги съ вѣрныхъ списковъ и отнюдь не продавали книгъ неисправленныхъ. Такая мѣра, конечно, была далеко не дѣйствительна: услѣдить за деятельностью многочисленныхъ переписчиковъ было совершенно невозможно, тѣмъ болѣе, что не было указано, какіе списки слѣдуетъ считать вѣрными. Послѣдовавшія за симъ событія скоро доставили случай убѣдиться, что зло, къ борьбѣ съ коимъ призывалъ царь, нисколько
не умалилось даже въ самой Москвѣ. Въ февралѣ мѣсяцѣ 1555 года была учреждена новая Казанская епархія. Проникнутый мыслью наса
дить православную вѣру въ покоренномъ царствѣ, царь очень ревностно заботился о построеніи въ новомъ краѣ храмовъ и украшеніи ихъ. Когда, по его повелѣнію, стали покупать рукописныя книги, оказалось, что изъ нихъ мали обрѣтошася потребни, прочіи оке вси, какъ и указывалъ ранѣе Максимъ Грекъ, рас
тлени отъ преписующихъ, ненаученыхъ сущихъ
и неискусныхъ въ разумѣ, ово же и неисправленіемъ пишущихъ. Эти растлѣнныя рукописи привели къ рѣшенію завести книгопечатаніе, и царь сталъ помышлять изложити печатныя книги, какъ это дѣлается у Грековъ въ Вене