Революция 1917 г. с ее острой критикой старой школы, с ее стремлением слить школу с жизнью, с новым подходом к вне
школьной работе открывает третий период в истории экскурсионного дела в России.
В Петрограде в широкой постановке экскурсий соперничают внешкольный отдел Петроградского Наробраза, его школьный отдел и Петроградское отделение Главмузея. Ряд выдающихся преподавателей высшей и средней шк лы и музейных работников с энтузиазмом отдаются экскурсион
ному делу, руководя экскурсионными станциями, организуя курсы для учителей, водя экскурсии, разрабатывая методические вопросы, выпуская специальные книги и журналы.ВІ 921
году возникает Экскурсионный институт, ставящий себе задачей разработку теоретических вопросов экскурсионого дела,
В Москве возникают семиварни (эстетический и культурно-исторический), подготовляющие специалистов руководителей и разрабатывающие методологию и методику экскур
сионного цела. Главмузей за 2 года (1920 и 1921) проводит через свои внешкольные экскурсии свыше 120.000 экскурсантов, рабочих, красноармейцев, учителей, школьников; при Губернском отделе народного образования кипит экскурсионная
работа, тесно связанная с краеведением; экскурсионное бюро Наркомпроса вырастает в Музейно-экскурсионный институт, собирающий к себе экскурсионные силы Москвы. Экскурсия при
никает в высшую школу. Свердловский университет, университеты народов востока и запада в свои программы вводят экскур
сионную работу, как одну из обязательных форм прохождения курса. В государственном московском университете открывается новая кафедра по краеведению и экскурсионному делу .
Во многих провинциальных городах в связи с организацией новых местных музеев, ростом музеев, существовавших до революции, идет интенсивная экскурсионная работа.