Эпоха нэп а наносит тяжкий удар этой живой работе. Практика экскурсий быстро сокращается, закрывается ряд экскурсионвых учреждений, редеет число экскурсионных работников. Но теоретическая мысль живет, и можно с уверенностью сказать, что экскурсионный метод, и экскурсион

ная практика за время с 1917 года окончательно стали на ноги, и экскурсионному делу предстоит большое будущее и в школьной, и во внешкольной работе. Доказательством этого слу

жит факт организации учительством экскурсионных кружков, ставящих целью экскурсионное изучение своих городов и городских районов для соответствующей работы со школьниками. Особенно сильно это движение в столицах. В Петрограде возникают подобные кружки: на Петроградской сто
роне, на Выборгской; в Москве —в Замоскворечьи, Хамовниках, в Рогожско-Симоновском и других районах.

II.

Первый вопрос, который нам надо решить,—что такое экскурсионный метод?
По этому вопросу среди методистов и в настоящее время нет полного единства. Одни выдвигают моторное восприятие
как основной, даже единственный признак экскурсионного метода. Другие считают, что самодеятельность экскурсантов,
их научно исследовательский подход к об ектам экскурсии составляет сущность данного метода; поэтому истинные экскурсии— экскурсии „исследовательские , говорят сторонники этого направления.
Я полагаю, что подобные точки зрения—крайности, и думаю, что сущность экскурсионного метода определяется не одним только признаком, а рядом характерных особенностей этой формы школьной и внешкольной работы.
Первое место в экскурсии играет зрительное восприятие, уменье видеть то, на что смотришь. Экскурсионные об екты—