геологические отложения, флора или фауна, памятники монументального города, пейзаж, музейные предметы, картины и другие произведения искусства, все они прежде всего воспринимаются нашим зрением. Это уменье „видеть , эта, зрительная грамота дается современному человеку с боль
шим напряжением. Ведь вся наша современная образован
ность носит книжный характер. .Узнать что-либо —это, прежде всего, прочитать в книге. Эіа книжность нашей
культуры отрывает нас от жизни, дает схоластический уклон нашему знанию и нашему мышлению, вырывает из круга нашей умственной и эмоциональной деятельности ряд об‘- ектов внешнего мира, нас окружающего, отучая нас поль
зоваться могучим средством познавания—нашим зрением. Ми все, в сущности, живем, как слепые. Для нас улица великого исторического города лишь проезжая дорога трам
вая номер такой-то, или место, где находятся те или иные магазины или квартиры наших знакомых. Какой либо исто
рический памятник—Успенский собор, например —прежде
всего ряд исторических фактов, почерпнутых в книгах или в устном рассказе, но никак не сумма эстетических и исто
рических зрительных впечатлений, прочувствованных и осознанных.
Этой нашей слепотой в значительной степени обгоняется убожество нашей современной художественной культуры. И как ярок в этой области контраст современности с нашим далеким прошлым, оставившим нам ряд памятников перво
классного художественного достойно ва и в архитектуре, и в живописи—иконы,—и в прикладном искусстве!
Уменье видеть, как эстетическое восприятие, сводится к уменью воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения