H. А. Гейнике.




Культурноисторические экскурсии.




Основные вопросы методологии и методики культурно-исторических экскурсий.


1.
Экскурсионное дело в России начинается не с постановки теоретических проблем, а с экскурсионной практики, именно с дальних школьных экскурсий.
К половине 9о-х годов XIX в. и в столичных, и в провинциальных, казенных и частных учебных заведениях экскур
сии начинают быть привычным явлением школьных каникул. Ездят из провинции в столицы, ездят часто в Крым, на
Кавказ, по Волге. Есть несколько случаев поездок и за-границу. Яти экскурсионные поездки отнюдь йѳ связаны со школьным курсом, производятся всегда в свободное от занятий время, не ставят себе сколько-нибудь ясно намеченных образовательных целей.
Едут и „осматривают . Осматривают Кремль, непременно с Царь-пушкой и Царь-колоколом, музеи и картинные галлереи, в 3 часа всю Третьяковскую галлерею, и в огром


ном количестве, особенно казенные гимназии, соборы, церк


ви, монастыри во время службы, да еще по возможности при архиерейском служении. Системы в осмотрах никакой нет. Страшная перегрузка материалом, пестрым и разроз