Глава первая.
ІІроисхожденіе привилегій, заслуги и вознагражденіе духовенства. - Заслуги и вознагражденніе дворянъ, —Заслуги и вознагражденіе
короля.
Въ 1789 г. три сорта людей: духовенство, дворяне и король занимали въ государствѣ выдающееся мѣсто, пользуясь всѣми преимуществами,
которыя это влечетъ за собой, а имен-. но: властью, богатствомъ, почестями или, во всякомъ случае, особыми привилегіями, исключеніями, мило
стями, пенсіями, преимуществами и всѣмъ остальнымъ. Но если эти люди и занимали долгое время такое мѣсто, то это было потому, что действительно они его заслуживали въ течете такого же долгаго времени.
Вѣдь это они, своими огромными и вѣковыми усиліями, соорудили три главныхъ ряда устоевъ, на которыхъ покоится все современное общество!
I.
Изъ этихъ трехъ рядовъ устоевъ современнаго общества, расположенныхъ одинъ на другомъ, самый древ
ній и самый глубокій былъ построенъ духовенствомъ. Въ теченіе ста лѣтъ и болѣе, духовенство работало надъ закладкою этого ряда, какъ архитекторъ и какъ рабочій, сначала совсѣмъ въ одиночку, а потомъ, почти что въ одиночку. — Вначалѣ, въ теченіе первыхъ четырехъ вѣковъ, оно созда
вало религію и церковь. Взвѣсимъ эти два слова, чтобы понять все ихъ значеніе. Съ одной стороны, въ мірѣ, основанномъ на завоеваніи, холодномъ и жестокомъ, какъ стальная машина и осужденномъ, по самому своему уст
ройству, уничтожать у своихъ подданныхъ всякое желаніе дѣйствовать и охоту жить, духовенство возвѣстило
„благую вѣсть : обѣщало „царство Божіе“, проповѣдывало покорность и обращеніе къ Отцу Небесному, вну
шало терпѣніе, кротость, смиреніе, самоотреченіе, милосердіе и откры
вало единственный отдушины, черезъ которыя человѣкъ, задыхающійся въ
римской темницѣ, могъ вдыхать свѣжій воздухъ и видѣть дневной свѣтъ. Вотъ чѣмъ была религія! Съ другой же стороны, въ государстве, которое мало по малу пустѣло, разлагалось и становилась, роковымъ образомъ, добычей другихъ, духовенство создало живое общество, руководимое известной дисциплиной и законами, спло
тившееся около извѣстной цѣли и извѣстнаго ученія, поддерживаемое преданностью своихъ вождей и послушаніемъ вѣрныхъ и одно только ока
завшееся способнымъ устоять противъ потока варваровъ, врывавшагося че
резъ всѣ бреши, образовавшияся вслѣдствіе разрушенія имперіи. Вотъ чѣмъ была церковь! На этихъ двухъ пер
выхъ фундаментахъ, духовенство про
должало строить далѣе, и, начиная съ момента нашествія варваровъ, въ те
чете болѣе пятисотъ лѣтъ, оно спа
сало то, что еще можно было спасти изъ человѣческой культуры. Оно или само отправлялось навстрѣчу варварамъ или же старалось сразу распо
ложить ихъ къ себѣ, какъ только они являлись. Какъ велика была эта заслуга, молено судить уже по следу
ющему одному факту: въ Великобританіи, ставшей латинской страной, какъ и Галлія, но завоеватели кото
рой остались язычниками въ теченіе полутора вѣка, все было истреблено:
искусства, промышленность, общество, языкъ. Изъ всего народа, подвергавшагося избіенію или разбежавшагося, остались только рабы, да и о техъ можно лишь догадываться по некоторымъ следамъ, такъ какъ, обращен
ные въ рабочій скотъ, они исчезаютъ изъ исторіи. Такова была бы судьба и всей Европы, еслибъ духовенство не постаралось поскорее очаровать свирѣпыхъ дикарей, во власти которыхъ оно очутилось.