честь Всемилостиваго Спаса получило частнѣйшее и глубокое значеніе. Московскій Заиконоспасскій монастырь назывался, по преимуществу, монастыремъ премудрости и смысла Подателя Все
милостиваго Спаса, иже въ Китаѣ (городѣ), на Пескахъ, нарицаемомъ Старый; назывался монасты
ремъ, существовавшимъ на взысканіе юныхъ свободпыхъ ученій мудрости и собратя общаго ради отъ благочестивыхъ и въ Писаніи благоискусныхъ дидаскаловъ, и изощренія разумовъ *). И, дѣйствительно,
подъ сѣнію этой обители премудрости и смысла Подателя, Всемилостиваго Спаса, въ продолженіи 130 лѣтъ существовала высшая духовная школа,— первая высшая школа въ Великой Россіи какъ по времени, такъ и по заслугамъ. Здѣсь она ро
сла, развивалась и окрѣпла, и, только уже въ окрѣпшемъ и возмужаломъ видѣ, она могла пе
реселиться въ новое мѣсто, въ обитель преподобнаго Сергія. И лучшіе изъ прежнихъ питомцевъ Заиконоспасской Славяно-Греко-латинской Академіи принесли въ новый храмъ наукъ ея славу, ея завѣтныя преданія. По слава обители Всеми
лостиваго Спаса и слава взлелѣянной въ ней выс
шей духовной школы создалась не вдругъ. Она создалась постепенно дружными и ревностными усиліями строителей, игуменовъ и архимандритовъ Заиконоспасской обители, заботами и попеченіями благочестивѣйшихъ Московскихъ го
сударей—царей, святѣйшихъ патріарховъ Россійскихъ и Святѣйшаго Правительствующаго Синода И такъ какъ до 1814 года существовала самая
*) Какъ выразился составитель «Привиллегіи» или устава
славяно-греко-латинской Академіи, Симеонъ Полоцкій.