Изъ сказаннаго далеко не слѣдуетъ, что всякое дальнѣйшее обогащеніе Сада представлялось бы излишнимъ. Всестороннее, усиленное пополненіе его въ высокой степени желательно, какъ въ собственно научныхъ цѣляхъ, такъ и для дальнѣйшаго развитія общеобразовательныхъ началъ, положенныхъ въ основу настоящаго путеводителя. И все же основная мысль этого послѣдпяго направлена къ тому, чтобы ослабить столь обычное у посѣтителей зоологическаго сада увлеченіе количествомъ имѣющихся въ немъ животныхъ—показать, что въ интересахъ общаго обра
зования существенно не столько то, что наблюдаютъ, сколько то, какъ наблюдаютъ и съ какою цѣлью; показать, что вдумчивое и сознательное наблюденіе двѵхъ-трехъ обыкновеннѣйшихъ существъ полезцѣе для общаго развитія, чѣмъ поверхностное пробѣганіе глазами столькихъ же десятковъ чужеземныхъ рѣдкостей. Вотъ почему, не отрицая многія не
совершенства нашего зоологическаго сада, умаляющія его общеобразовательную роль, приходится признать, что въ пониженіи ея повинно так
же неумѣлое использованіе его широкой публикой. Исправить внѣшнія несовершенства Сада—сознаваемыя и его администраціей — является во
просомъ времени и средствъ. Помочь теперешнему посѣтителю извлечь возможно больше изъ обзора Сада въ современномъ его видѣ—есть задача настоящаго путеводителя. Въ основу составленія его положено то убѣжденіе, что нашъ московскій садъ и въ современномъ своемъ видѣ можетъ послужить источникомъ реформы въ области серьезной популяризадіи естествознанія и отвѣтить на вопросъ: что можетъ дать сознательное, вдумчивое наблюденіе живой природы для широкаго и общаго образованія?
Нетрудно видѣть, что рѣшеніе вопроса этого зависитъ отъ того, что разумѣть подъ словомъ «вдумчивое и сознательное наблюденіе»? Конечно то, которое сопровождается сознательной работой мысли. Можно, напримѣръ, часами наблюдать, безъ устали переходя отъ одного животнаго къ другому, поражаясь ихъ многообразіемъ. Но если нѣтъ сознанія необходи
мости понять значеніе и смыслъ наблюденнаго—оно останется работой глазъ, а не ума. Вліяя на воображеніе, эти безсвязные и чисто зрительные образы полезны для начальнаго познанія природы, развивая наблюда
тельность и расширяя кругозоръ. Для болѣе широкаго и общаго образованія они безплодны и безсмысленны, какъ безполезенъ и безсмысленъ фактъ безъ мысли, не дающій пищи для ума.
Другой вопросъ: что понимать подъ пменемъ широкаго и общаго образованія? Конечно то, въ которомъ всего меньше сказывается профессія людей, которое доступно возможно болѣе широкому ихъ кругу, отвѣчаетъ самымъ основнымъ запросамъ человѣческаго духа.
Въ самомъ дѣлѣ, мы не назовемъ общеобразовательнымъ такое знаніе, которое всецѣло сводится къ распознаванію живыхъ существъ, къ распредѣленію ихъ по группамъ, по системамъ. Цѣнное въ глазахъ ученаго
такое знаніе ничего не говорить уму и сердцу не-натуралиста. Примѣнительно къ зоологическому саду и широкой массѣ посѣтителей его такое знаніе явилось бы не въ мѣру узкимъ и теоретическимъ, оторваннымъ отъ жизни и отъ общечеловѣческихъ запросовъ.
Но не менѣе одностороннимъ было бы стремленіе понять природу лишь со стороны экономической, а самыя живыя существа лишь какъ предметы промысла или хозяйственная) разведенія. Цѣнная для сельскаго хозяина, такая прикладная точка зрѣнія во мнѣніи другихъ явилась бы чрезмѣрно узкой, слишкомъ «человѣческой», оторванной отъ болѣе возвышенныхъ, идейныхъ интересовъ.
Таковы обычныя двѣ точки зрѣнія на природу и задачу познаванія ея: узко-научная и прикладная. Первая—далекая отъ жизни—лишь одно
сторонне развиваетъ умъ; вторая—слишкомъ связанная съ жизнью—пренебрегаетъ высшими запросами ума. Общеобразовательная цѣнность и зна