обнесенъ каменной оградой, съ окнами, который были украшены рѣзными расцвѣченными рѣшотками, откуда открывался обширный видъ на Замоскворѣчье. Среди сада былъ устроенъ прудъ, куда, посредствомъ машины, находившейся въ особой Водовзводпой башнѣ, накачивалась вода изъ Москвы-рѣки. Въ прудѣ и въ разныхъ мѣстахъ сада были фонтаны— «водометы», или «водяные взводы». По угламъ сада стояли два терема, украшенные рѣзьбою и расписанные травами.


Въ сущности говоря, самое устройство такого сада не является чѣмънибудь чрезвычайнымъ,—кромѣ этихъ садовъ, были и еще маленькіе ком


натные садики, даже при нѣкоторыхъ отдѣльныхъ помѣщеніяхъ дворца и иногда тоже не въ нижнемъ этажѣ; были сады и въ боярскихъ хоромахъ. Но здѣсь бросается въ глаза самая колоссальность сооруженія, представляющаяся чѣмъ то въ родѣ знаменитыхъ висячихъ садовъ Семирамиды.
Чтобы судить, какъ устраивались подобные верхніе сады, мы имѣемъ описаніе перестройки сада, что на верхнихъ хоро
махъ на Потѣшномъ Дворѣ, въ 1685 г., называвшагося Верхнимъ комнатнымъ садомъ и помѣщавшагося на каменныхъ сводахъ, длиною десять саженъ, шириною—
• четыре сажени. «На покрытіе площади для сада вышло около 640 пудовъ свинцу, изъ котораго водовзводнаго дѣла мастеръ Га
лактіонъ Никитинъ лилъ доски, покрывалъ ими своды и прочно запаивалъ. Въ апрѣлѣ, въ это свинцовое вмѣстилище наносили хорошо просѣянной земли, глуби
ною на аршинъ съ четвертью, для разсадки растеній; сдѣлали гряды и ящики
для цвѣтовъ; огородили весь садъ рѣшеткою съ балясами и съ прорѣзною дверью
и расписали ее черленью (красною краскою). Въ 1687 г. сюда проведена была вода посредствомъ свинцовыхъ трубъ и водовзводныхъ ларей и устро
енъ прудокъ. Въ это время въ саду росли уже «цареградскій орѣхъ», «грецкіе орѣхи» и кусты «сереборинниковъ». Къ зимѣ ихъ закрывали «рядными» рогожами и войлоками; орѣхи сидѣли въ струбахъ или грунтахъ.
Въ описанномъ же выше верхнемъ саду, одинъ только прудъ былъ около пяти саженъ длины, четырехъ саженъ ширины и въ два аршина глубины, такъ что впослѣдствіи первые мореходные опыты Петра I на
чались именно въ этомъ прудѣ, гдѣ онъ плавалъ на своихъ «потѣшныхъ
судахъ. Чтобы садъ казался еще больше, стѣны его, бесѣдки и столбы расписывались «проспективнымъ письмомъ», которое, напримѣръ, въ 1683 г., было поручено иноземному мастеру Петру Энгельсу.
Такимъ образомъ, внѣшній видъ дворца, въ концѣ XVII вѣка, представлялъ чрезвычайно пеструю массу зданій, самой разнообразной величины и конструкціи. «Зданія, замѣчаетъ И. Е. Забѣлинъ, тѣснились другъ