ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Финские зазеты

комментируют

телеграмму товарища Сталина

ХЕЛЬСИНКИ, 294 октября. (ТАСС). Все
хельсинкские газеты опубликовали ответ-

истекшем году европейские страны, в т
числе и. Финляндию,

в основном следует  ТУ

=
Заявление Черчилля в палате общин

ЛОНДОН, 95 октября. (ТАСС). Как пе-

редает агентство Рейтер, Черчилль заявил  шил бы
ом в Палате обнтин, что безоговорочная
ляция в том смысле, что с врагом не мо-  которые в обязательном порядке должны

капи-

ЧЕТВЕРГ,

SS ee Е ee oe eee ee

Черчилль ответил: «Я считаю, что совер-
крупную ошибку, если бы стал пы-
таться экспромтом обсуждать подробности,

ETI ee eS ee

Телеграф принес печальную весть:
после продолжительной и тяжелой болез-

Сергей Алексеевич Орлов

жет быть заключено никаких сделок, по’ быть разрешены между главными союзника-
прежнему остается политикой английского ‘ми. Мне кажется, что нет никаких основа-
‘правительства. Черчилль сказал: «Следует ний для опасений на этот счет».

отнестй за счет национал-социалистской
Германии.
Может показаться парадоксальным, одна-

ную телеграмму товариша Сталина обще-

ни 24 октября скончался вдали от Роди-
ству «Финляндия—Советский Союз». «Ууси р д a

ны, в Монтевидео (Уругвай) товарищ

суомя» поместила в связи с этим передо-
вую пол заголовком: «Взаимное уважение
и сотрудничество», в которой она пишет:

«Получен ответ на приветственную теле-
грамму общества «Финляндия — Советский
Союз» Маршалу Сталину. В своем ответе
Сталин выражает уверенность в том, что
между Советским Союзом и Финляндией
создадутся дружественные отношения’ на
базе взаимного уважения и сотрудничества.
В этой телеграмме рукозодитель Советско-
го Союза проявил дружелюбное отношение,
которое вызывает у нас искренние друже-
ственные чувства. Если этот ответ можно
расценивать как рукопожатие, которым HO-
бедитель великодушно обменивается с по-
бежденным, то можно считать, что в разви-
тии советско-финских отношений откры-
вается новая страница.

Телеграмма содержит мысли, занимающие
в настоящий момент и финнов. В ‘Финлян-
дии искренно желают установить близкое
сотрудничество с Советским Союзом на
базе взаимного уважения. Было бы ошибоч-
но полагать, что это только пустые слова.
События последнего времени открыли нам
глаза на многое, показав значение Совет-
ского Союза в политической жизни Евроны
в более правильном освешении. Люди на-
учились понимать, что целью Советского
Союза было обеспечить себя от нападения
извне и что до мировой войны СССР стре-
мился прежде всего к сохранению мира.
Нарушительницей мнра является полити-

национал-социализма, приведшая к
Ряд несчастий, постигших в

ка
агрессии.

иметь также в виду заявление трех держав

ко именно наша война с Советским Союзом
научила нас’ с уважением относиться к ве-
ликой восточной державе, при чем базой
для уважения является взаимное сотруд-
ничество. Поскольку Советский Союз по-
прежнему выражает намерение уважать на-
ши особенности, никаких препятствий для
взаимопонимания между великой советской
державой и ее младшим соседом уже нет.

Тяжелый опыт научил финский народ,
что он может обеспечить себе мирное раз-
витие, лишь сохраняя постоянные хорошие
отношения со своим восточным соседом.
Финляндия искренно стремится к тому, что-
бы принять участие в послевоенном восста-
новительном строительстве Европы. В сло-
вах Маршала Сталина Финляндия хочет
видеть желание, — несмотря на всё быв-
шее между этими странами, — наметить

путь для плодотворного сотрудничества
народов». ‘
СОЗДАНИЕ В ТАММЕРФОРСЕ ФИЛИАЛА

ОБИТЕСТВА !
«ФИНЛЯНДИЯ — СОВЕТСКИЙ COLDS»

ХЕЛЬСИНКИ, 55 октября. <ТАСС). Хель-
синкские газеты сообщают о состоявшемся в
Таммерфорсе собрании с целью создать от-
деление общества «Финляндия — Совет-
ский Союз». На собрании был избран орга-
низационный комитет, в который вошли:

Хуго Лехтинен, Лаури Суосало и Артури
Пихало, председатель городской управы
Ранта, Эли Стенбек и советник горного ве-
домства Лавониус. С

Приём тов. Ждановым членов президиума общества

„Финляндия — Советский Союз“

ХЕЛЬСИНКИ, 22 октября. (ТАСС).
20 октября вечером председатель союзной
контрольной комиссии генерал-полковник
А. А. Жданов в присутствии политическо-
го советника комиссии Орлова принял
членов президиума общества «Финлян-
дия — Советский Союз» — государствен-
ного советника Юхо Паасикиви, д-ра Хе-
ло, советника по вопросам промышленно-

сти Сергелиуса, д-ра Рууту, кандидата ме-
дицинских наук Рюзмя и редактора Рик-
ка. Паасикиви изложил цели общества и
говорил о взглядах финского обществен-
ного мнения. Тов. Жданов выразил удов-
летворение тем, что общество своей рабо-
той намерено содействовать достижению
целей, стоящих перед контрольной комис-
сией.

Заявление 43-х о необходимости изменений в руководстве
финской социал-демократической партии

ХЕЛЬСИНКИ, 22 октября. (ТАСС). Га-
зета «Суомен сосиалидемокраатти» опубли-
ковала адресованное редакции заявление
43 руководителей социал-демократических
организаций, требующих изменений в ру-
ководстве партии. Подписавшие заявление
считают, что участие Финляндии в войне
против Советского Союза, на стороне на-
цистской Германии было болышим несча-
стьем. Явно имея в виду Таннера, авторы
заявления указывают, что, «несмотря на
многочисленные обращения и воззвания,
изданные партией, некоторые руководя-
щие работники проводили политику, проти-
воречашую установкам партийных opra-
нов». Лица, поддерживавшие официальную
политику Финляндии, продолжает заяв-
ление, совершили крупную ошибку. В
результате войны в массах начнется все-
сторонняя критика. Может наступить пс“
риод экономического кризиса. В партии
может создаться опасность раскола. Одна-
ко единство партии должно быть сохране-
но. Социал-демократическая партия долж-
на перестроиться _с тем, чтобы все слои

рабочих, в том числе и исключенная ранее
«шестерка» (так именуют шесть видных
членов социал-демократической партии,
активных деятелей «Общества мира и
дружбы с СССР». Эти шестеро деятелей
недавно освобождены из тюрьмы, куда они
были заключены в начале войны в 1941 г.),
могли в ней об’единиться. «Нижеподписав-
шиеся считают, — говорится далее в заяв-
лении, — необходимым провести изменения
в составе исполкома партии и в руковод-
стве фракции сейма. Многие надеялись на
то, что лица, политика которых полностью
провалилась, добровольно отойдут в сто-
рону. Поскольку этого не произошло,
предстоящий партийный с’езд должен
предложить им уйти с ответственных по-
стов». Подписавшие заявление высказыва-
ются также за переизбрание делегатов на
с’езд, поскольку обстановка в стране пол-
ностью изменилась. В числе подписавших
заявление Фагерхольм, Хилос, Сюльви-
Кюллики Кильпти, Кето, Мауно Пеккала,
профессор Вяйно Войонмаа, Ирио Pyyry,
Атос Виртанен, Нипло Беллери и другие.

Сообщение Рузвельта о’ победе
американского флота,

ЛОНДОН, 96 октября. (ТАСС). Как со-
общает лондонское радио в ночной пере-
даче, президент США Рузвельт созвал
журналистов на экстренную конференцию,
чтобы об’явить всем о сильном поражении,
нанесённом японскому флоту в ряде мор-
ских и воздушных сражений. Президент
зачитал заявление, в котором говорится,
что он получил от адмирала Хэлсей сооб-
шение, что японский флот потерпел пора-
жение, серьёзно повреждён и разгромлен
американскими кораблями.

ЛОНДОН, 95 октября. (ТАСС). 22 и 23

октября американская авиация  соверши-
ла налет на японские аэродромы в се-
верной части острова Минданао (Филин-
пины). На земле уничтожено 62 японских
самолета и один пикирующий бомбарди-
ровщик сбит в воздухе. Американская
авиация потеряла 6 самолетов.

ВАШИНГТОН, 95 октября. (ТАСО).
Военное министерство США сообщает, что
сегодня американские «Летающие крепо-
сти» совершили налет ‘на остров Кюсю
(южный остров Японии). Подробности на-
лета еще не известны.

от 12 мая, обрашенное к сателлитам стран! заявлении Черчилль ссылался на заявление! и Полномочный Посланник СССР в Уруг-

оси».

Лейборист Джон Дагдейл спросил: «Мо- тании и Соединенных Штатов от 12 мая,

жет ли премьер-министр
общин в том, что отдельные члены нацист-
ской партии, которые пойдут на безогово-
рочную канитуляцию и перейдут на сторо-
ну союзников, не будут назначены. на от-
ветственные посты в национальном или ка-
ком-либо местном правительстве в Герма-
НИИ?».

Уд nnnnennnannal

Заявление Рузвельта

ВАШИНГТОН, 24 октября. (ТАСС). От-
вечая на вопрос корреспондентов, какие
интересы Соединенных Штатов могут быть
затронуты в докладе американского посла
в Советском Союзе Гарримана, который в
настоящее время находится в Вашингтоне,
Рузвельт заявил на пресс-конференции, что

заверить палату  предупреждавшее Венгрию, Румынию, Бол-  Верхнеуральске

Агентство Рейтер добавляет, что в своем! Орлов Сергей Алексеевич, Чрезвычайный

правительств Советского Союза, Великобри-  вае.

Тов. Орлов родилея в 1895 году в
Чкаловской — области.
гарию и Финляндию, что они своей полити-  Окончил Петроградский университет. Бу-
кой существенно укрепляют силу герман-  дучи студентом, тов. Орлов в первые же
ской военной машины и, что чем дольше  дни возникновения Красной Гвардии в
они будут продолжать участвовать в войне Петрограде вступил в ве ряды в качестве
в сотрудничестве с Германией, тем более  бойца и принял участие в вооруженной
гибельными будут для них ее последствия. борьбе своего народа. Участвовал в штур-

ме Зимнего Дворца.

на пресс-конференции

В период мирного строительства тов.
Орлов занимал ряд ответственных адми-
нистративных и хозяйственных постов,

он не. располагает никакой другой инфор- выполнял порученное ему дело с прису-
мацией, за исключением того, что перего-  щими ему умением и энергией.

воры Черчилля и Сталина в Москве разви-

С момента нападения гитлеровской

вались весьма благоприятно. Рузвельт ука- Термании на Советский Союз тов, Орлов

зал, что он ознакомился сегодня с частью
доклада Гарримана и встретится с Гарри-
маном еще несколько фаз.

Перед выборами в GLILA-

НЬЮ-МОРК, 93 октября. (ТАСС). Вид-
ный  сенатор-республиканец (oT штата
Миннесота) Болл об’явил о том, что он
намерен выступить 26 октября по радио с
речью в защиту кандидатуры Рузвельта на
предстоящих президентских выборах. Это
выступление будет организовано «Незави-
симым республиканским комитетом», соз-
данным недавно видным сан-францискским
юристом Крамом, который был сторонни-
ком Уилки на выборах в 1940 г. Болл зая-
вил, что он все еще считает себя респуб-
ликанцем, хотя и решил поддержать кан-
дидатуру Рузвельта. Заявление Болла ук-
репило уверенность деятелей демократиче-
ской партии в том, что они смогут добить-
ся поддержки и со стороны других респуб-
ликанцев, недовольных внешнеполитиче-
ской программой Дьюи. Как отметил в бе-
седе с представителями печати председа-
тель национального комитета демократн-
ческой партии (Хэннеген, заявление Болла
свидетельствует о том, что Рузвельт по.
лучит 11 голосов выборщиков штата Мин-
несота. По словам Хэннегена, заявление
Боала, а также заявления близкого спед-
вижника Уилки журналиста Давенпорта в
пользу Рузвельта повлияют на многих рес-
публиканских избирателей.

Продолжают поступать сообщения о
широкой регистрации избирателей по всей
стране. Рост числа избирателей, прошед-
ших регистрацию, особенно заметен в круп-
ных промышленных центрах. По данным
агентства Ассошиэйтед пресс, в 13 круп-
ных городах (с населением свыше 500 тыс.
человек в каждом), которые на выборах
в 1940 году дали свыше 1/5 всех голосов, в
этом году зарегистрировалось для участия
в выборах свыше 12 млн. человек, в то
время как на предыдущих президентских
выборах зарегистрировалось 11.215 тыс.
избирателей. Число избирателей, прошед-

принял непосредственное участив в 3а-
щите Родины в рядах Красной Армии.
Тов. Орлов работал ответетвенным
сотрудником  Наркоминхела. В ноябре
1943 года тов. Орлов бых назначен Чрез-
вычайным и Полномочным Посланником
СССР в Уругвае. Прибыв на место, он

ших регистрацию, снизилось лишь в Сен- приложил много сил в делу Укрепления

Лун. Вместе с солдатами,
послать им избирательные бюллетени, чис-
ло лиц, прошедших регистрацию в Нью-
Йорке, возросло но сравнению с 1940 г.
более чем на 216 тысяч, в Чикаго — на
198 тыс., в Детройте — на 108 тыс., в Лос-
Анжелосе — на 97 тыс., в Филадельфии —
на 13 тыс. и т; д. Как передаёт агентство
Ассошиэйтед, пресс, в штате Калифорния
в этом году зарегистрировалось 4.131 тыс.
избирателей, т.-е. на 73 тыс. больше, чем
на предыдущих выборах. В эту цифру не
входят 300 тыс. солдат, которым будут
посланы бюллетени.

Газета «Нью-Йорк таймс» сообщает, что
рекордная цифра регистрации была отме-
чена в Иллинойсе, Массачузетсе, Мичигане
и других крупных штатах. По данным Кон-
гресса производственных профсоюзов `и
Комитета политических действий, общее
число избирателей, прошедших регистра-
цию по всей стране, в этом году будет та-
ким же, как и в 1940 году, и составит 60
млн. 20 октября Институт общественного
мнения утверждал, что в голосовании в
этом году примут участие свыше 45 млн
человек из числа гражданского населения,
а вместе с солдатами — до 50 млн. Сле-
дует отметить, что всего лишь 2.5 недели
назад Институт общественного мнения пес-
симистически утверждал, что в голосова-
нии примут участие не более 39,5 млн. из-
бирателей. :

22 октября на обеде, на котором при-

сутствовало 1.600 видных писателей, ху- г

дожников, актеров и других представите-
лей интеллигенции, были собраны значи-
тельные средства на проведение предвы-
борной кампании в пользу Рузвельта. В
числе ораторов были журналист Рей-
нольде, скульптор Давидсон и драматург
Шервуд.

ским Союзом и Уругваем. Тяжелая 60-

лезнь вырвала тов. Орлова в расцвете

его сил из рядов советских дипломатов.
Память о тов. Орлове сохранится cpe-

В. МОЛОТОВ, А. ВЫШИНСКИЙ,

26 ОКТЯБРЯ 1944 г. № 255 (8557)

ЕЕ ee eee

SSS ЕЕ ee ee

ди нас, как о труженике и деятеле, чест-
но прошедшем свой жизненный путь, как
с человеке, который всегда и всюду оста-

:
}
&

просившими зружественных отношений между Совет вался, верным сыном своего народа и го-

сударства, своей большевистской пар-
тии — партии Ленина Сталина. которым
он отдал до конца все свои силы и сно-
  собности.

В. ДЕКАНОЗОВ, С. JO30BCKHH,

М. ЛИТВИНОВ, С. КАВТАРАДЗЕ, И. МАЙСКИЙ, М. СИЛИН, А. ПАВ-

лов, К. НОВИКОВ,
К. УМАНСКИЙ, Г. РЕЗАНОВ,

К. МИХАИЛОВ, С. ЦАРАПКИН,

Г. ЗАРУБИН,

В. ЗОРИН, Г. ФОМИН, Б. ПОДЦЕРОБ,

А. БАДАЛЯН, В. БЕЛЯЕВ, К. НОВОСЕЛЬЦЕВ, А. КУДРЯВЦЕВ.

EIU HATERS

Заявление главы чехословацной правительственной делегации
для освобожденной территории Чехословакии

ЛЬВОВ, 24 октября. (ТАСС). Сегодня во
Львов прибыла чехослозанкая правитель-
ственная делегация для освобожденной
территории Чехословакии во главе с упол-
номоченным Чехословацкого правительства
министром г-ном Фрайтишеком Немецем.
Вместе с ним прибыли руководитель воен-
ной миссии дивизионный генерал Антонин
Нижборский, члены Государственного Сове-
та Чехословакии г-н Б. Лаушман, г-н И. Ва-
ло, г-н Ф. Углирж и монсеньер Ф. Гала, а
также сотрудники уполномоченного.

В беседе с корреспондентом ТАСС
Франтишек Немец сказал:

— Успешными действиями храбрых войск
енерала Петрова освобожден ряд районов
Чехословакии. Немцы изгнаны из Ясина,
Рахова, Дубове и других городов. Теперь,
после почти пятилетней разлуки, мы вновь
вступаем на свою родную землю. Нашими
ближайшими задачами являются — ознако-
миться с положением местного населения,
но мере возможности восстановить граж-
данскую администрацию, наладить снабже-

Г-Н

ние я, главное, выяснить, чем могут осво-
божденные районы Чехословакни помочь!шалу Сталину!

Военные действия союзников в Европе

ЛОНДОН, 25 октября. (ТАСС).

В сооб-  противника и завязали < ними бой, резуль-

щении штаба верховного командования эк- таты которого ещё не известны.

спедиционных сил союзников говорится:

В Греции 23 октября самолёты морской

«К югу от Брескенса войска союзников   ЗВиации полвергли бомбардировке места

захватили дорогу, ведущую от Скоондей-
ка к Оостбургу, и подошли вплотную к
Оостбургу. К югу от Розендааля войска
союзников добились некоторых успехов и
находятся теперь близ Пиндорфа. Отмече-

тогенбоша. Шоссе и железная дорога к се-
веру и югу от этого города перерезаны. -

В секторе Баккара союзники взяли
нармон. Союзники продвинулись к северо-
востоку от Эпиналя и заняли деревни
Мортань и Бифонтен».

выгрузки мототранспорта, а также желез-
ные дороги и шоссе в районе Катерине, к

западу от Сэалоникского залива. Были раз-  щению

Красной Армви в её борьбе против общего
врага, и немедленно организовать эту по-
MOLLb.

Покидая’ пределы Советского Союза, от
имени всего народа моей страны — чехов,
словаков, карпатских украинцев — горячо
благодарю Маршала Советского Союза
Иосифа Сталина, Красную Армию за ос-
вобождение моей многострадальной земли.
Народы Чехословакии никогда не забудут
того, что слелал для них великий сосед—
Советская Россия. Мы всегда будем бла-
годарны за оказанную нам братскую по-
мошь.

Освобождение Чехословакии только на-
чинается. Впереди: Ужгород, .Komuue,
Братислава, Брно, Прага. Я уверен, что
скоро Чехословакия будет торжественно
праздновать свое полное освобождение от
немецких захватчиков. Братская дружба,
скрепленная кровью, которая связывает
наши два народа — русский и чешский,
будет крепнуть и развиваться, принося в
будущем еще более замечательные плоды.

Наздар — нашему освободителю Map-

Заявление . \

Стеттиниуса

ЛОНДОН, 95 октября. (ТАСС). По сооб-
вашингтонского корреспонденга

‘биты паровоз и 10 вагонов. Передовые час- агентства Рейтер, исполняющий обязанно-
ти союзников вошли в Домокос: Немецкие сти государственного секретаря США Стет-
войска эвакуировались лос. При от- тиниус, касаясь предстоящей конференция
но также некоторое продвижение к северу с. ИВ Е oa а pat a ere фе:

и северо-востоку от Вунсдрехта. Войска действий партизан. В Пирее
союзников ведут бои в предместьях Гер-  новые части войск союзников.

В Италии американские и английские
части 5-й армии нанесли противнику серьёз-

Ме-  ные потери. Американские войска захвати-

ли возвышенность Бель Монте. Восточнее
Монте Гранде американские части 5-й ар-
мии вели ожесточённую борьбу за важную
высоту, находящуюся в 5 милях от нюссе

ЛОНДОН, 55 октября. (ТАСС). Штаб во-  Болонья— Римини. На правом фланге анг-
оружённых сил союзников на средиземно-  лийские части 5-й армии захватили высоту

морском театре военных действий сообщает,  Монте Спадуро. Части 8-й арм:

‚ преодолев

что в ночь на 21 октября корабли союзни- вражеское сопротивление на восточном бе-

ков, оперирующие

в Генуэзском заливе,   регу реки Савио, захватили одну деревню

встретили 3 тяжело вооружённых корабля!недалеко от устья реки.

Об’единенных наций, которая, возможно,
состоится в январе, заявил, что для окон-
чательного разрешения имеющихся разно-
гласий по вопросу о планах безопасностя
понадобится дальнейшая консультация
между заинтересованными правительства-
ми. Подобная консультация может быть
проведена одним из четырех методов —
при помощи совещания руководителей
государств или совещания министров ино-
странных дел, при помощи совещаний,
аналогичных недавним вашингтонским пере-
говорам, или же путём обмена телеграмма-
ми. Стеттинйус указал, что ‘последний спо-
с0б является наиболее вероятным.

На международные темы

Каждый день приносит нам вести 0
новых победах Красной Армии на всем
протяжении огромного фронта, — и каж-
ая из этих побед велика но своему зна-
чению, по военно-стратегическим и по-
литическим последствиям. Войска генера-
ла Черняховского вторглись в Восточную
Пруссию и овладели первыми немецкими
городами. Войска маршала Толбухина,
совместно с частями югославской Народ-
но-Освободительной Армии, заняли Бел-
град, Югославии возвращена её столица.
Войска маршала Малиновского ‘выиграли
большое танковое сражение пед Дебре-
ценом, продолжавшееся около двух не-
дель, заняли Дебрецен, & вчера заверии-
ли освобождение Трансильвании. Войска
генерала Петрова прорзали фронт в Вар-
патах и сражаются на территории Чехо-
словакии. Войска. генерала Мерецкова,
нанеся поражение немецкой группировке
Рендулица, ‘очистили от немцев район
Петсамо, пересекли государственную гра-
ницу и овладели городом Виркенес, поло-
жив начало освобождению Норвегии.
Войска наших союзников на Западе овла-
лели на немецкой территории г. Аахен.
Уже один этот перечень показывает гро-
малное международное значение достигну-
тых успехов.

_ Иностранная печать рассматривает ход
военных событий в свете переговоров,
которые происходили в Москве зо время
пребывания в ней гг. Черчилля и Идена.
Комментируя результаты московских со-
вещаний руководителей СССР и Велико-
британии, «Нью-Йорк тайме» пишет:
«Черчилль увхал из Москвы с твердой уве-
ренностью, что эта война должна быть
последней, что — англо-советеко-аме-
риканская дружба в`условиях мира может
спасти человечество, и, возможно, это
является единственным фактором, кото-
рый сможет обеспечить мир для будущих

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:

поколений. Черчилль выразил желание,
чтобы мир узнал о том, что взаимоотно-
шения между великими военными руко-
водителями за пределами линии фронта
так же хороши, как результаты военных
действий на полях сражений». Ангаий-
ская и американская печать отмечает,
что результаты переговоров наносят
серьезный удар по Германии, которая вее
еще надеялась, что разногласия между
союзниками приведут к расколу, между
тем как в действительности «затрудне-
ния, существующие у союзников, — пи-
шет «Нью-Йорк геральд трибюн», — раз-
решаются в атмосфере дружественного
сотрудничества».

Некоторые шведские газеты, как, на-
пример, <«Свенска дагбладет», пытаются
снизить значение московской встречи
рассуждениями 0 том, что, мол, «ри-
торика — это одно, а практические
результаты —— другое». Можно полагать,
что шведская газета весьма уязвлена
именно практическими результатами мос-
ковских переговоров и потому пускается
в риторические рассуждения.

Оценивая именно практические резуль-
таты свидания Черчилля и’ Сталина,
английские газеты подчеркивают, как это
делает «Санди экспресс», что «ничто луч-
ше не содействовало успеху дела союзни-
ков и будущему цивилизации, чем мос-
ковсвие переговоры». «Таймс» отмечает:
«Это была новая возможность согласо-
вать. мероприятия Ha обоих фронтах в
целях подавления последних отчаянных
усилий германской обороны».

*

Вторжение Красной Армии в Восточ-
ную Пруссию — колыбель прусского ми-
литаризма — справедливо расценено во
всех странах, как факт. колоссального
военного и политического значения, пол-
ностью уничтожающий надежду немцев

Москва, 6. Пушкинская ппошедь, 5.

на непристунность «внутренней герман-
ской крепости». Когда завязалась битва
на восточно-прусских рубежах, берлин-
ское информационное бюро ‹00бщило:
«Германские войска с величайшим на-
пряжением защищают каждый метр зем-
ли в Восточной Пруссип». Гитлеровский
военный обозреватель Мартин Галленсле-
бен уверенно заявил, что ход боёв «вряд
ли открывает противнику перспективы
прорыва германской обороны». Однако
прорыв немецкой обороны в Восточной
Пруссии — притом на большом протяже-
нии фронта — стал совершившимея фак-
том, и Врасная Армия ныне сражается
уже на германской территории. Берлин
вынужден был заявить, что в сравнении ©
этим фактом, <в сравнении © военной об-
становкой все политические и иные 05-
стоятельетва отходят для Германии на
второй план».

Вашингтонский военный обозреватель
майор Ричардсон указывает, что «среди
даже высших германских кругов господ-
ствует состояние, близкое к панике».
Ярким выражением этого состояния
является приказ Гитлера 6 создании
«фолькоштурма» («народного  ополче-
ния»), формируемого на основе поголов-
ной мобилизации всего гражданского на-
селения, прежде освобожденного по воз-
расту или по физическому состоянию от
службы в армии. Эти люди, забракован-
ные всеми прежними мобилизациями,
превращаются сейчас в пушечное мя-
со. Как самый приказ Гитлера, так и
преднисываемая им мера представляют в
полном смысле акт отчаяния. Даже гит-
леровекий радиогенерал Дитмар, весьма
смущенный тем, что «люди, которые, во-
обще говоря, не ‘подлежат воинской по-
винности, встают под ружьё», признает,
что «в создании фолькоштурмй тотализа-
ция военных усилий находит своё по-
следнее выражение».

Война пришла на гёрманскую землю, и
близящийся полный военный крах гитле-
ровцы уже не в состоянии скрыть. Не-

мецкое радио 23 октября впервые на
весь мир заявило, что «Германия совер-
шила опгибку в июне 1941 г., когда она
думала, что может покончить с Советским
Союзом и что такой момент наконец-то
пришел». Еще месяц назад Гиммлер за
такие речи вешал, сейчас их повторяет
официальное немецкое радио. За все вре-
мя войны немцы впервые заговорили та-
ким языком. Немцы утверждают, что они
«по крайней мере извлекли из своего опыта
урок». Каков этот урок, свидетельствуют
внезапные сетования германских газет на
то, что немцы вели себя «слишком мяг-
5о> в оккупированных странах Европы,
<елишком считались с населением» и в
другой раз не удовлетворятея уже Май-
данеками и другими лагерями смерти. Эти
угрозы, обращенные к будущему, следует
запомнить; пока же они выдают бессиль-
ное отчаяние гитлеровских палачей, ос-
тавшихся в одиночестве перед неумоли-
мым; возмездием.
*

По мере того, как приближается кру-
шение Германии, новая заря занимается
над странами освобожденной Европы. В
странах, откуда изгнаны немецкие захват-
чики, можно наблюдать один общий про-
цесс: борьбу за демократические основы
возрожденной государственной жизни и
за удовлетворение насущных нужд ши-
роких народных Mace.

Этот процесс в свою очередь  спо-
собствует дальнейшему сплочению на-
родных сил для доведения борьбы с гит-
леровской Германией до полной победы.
Огромное значение имеет демократиза-
ция всей политической жизни в оевобож-
денных районах Польши. Широкие аграр-
ные реформы Польского Вомитета Нацио-
нального Освобождения, ликвидирующие
вековую несправедливость, оказывают
самое благотворное влияние на мобили-
зацию Macc для борьбы за нолное осво-
бождение всей Польши от гитлеровского
ura,

Телефоны

отделов редакции: Секретариата — 4-77.96;
Литературы и искусства, — К, 0-51-21; Иноетранного — К 3-91-08. Писем — К 3-15-.

На другом конце европейского кон-
тинента плоды побед уже пожинает фран-
цузский народ, возрождающий и укрепля-
ющий демократические основы своего го-
сударственного существования. Франция,
залечивая свои раны, ‘принимает зктив-
ное участие в боевых операциях против
Германии. На-днях Временное Прави-
тельство Французовой республики при-
знано Советеким Союзом, Англией, Со-
единёнными Штатами Америки и ря-
дом других стран. Этот акт оказывает
большую политическую поддержку  демо-
кратическим силам возникающей из раз-
валин новой Европы. В своем заявлении
Советское Правительство  подчеркнуло,
что в акте формального признания прави-
тельства де Голля оне «исходит из нали-
WHA укрепления демократических

Как известно, Советский Союз
но дружественно
кратической Франции, и прав коммента-

тор парижекого радио, который отметил,

что  которых з2-
ключалась в организации ограбления и
уничтожения культурных учреждений Со-
ветской Украины. .

—
Письмо в редакцаю

Выражаю мою глубокую благодарность
всем организациям и зицам, почтивиим
меня приветствиями в день моего семи-
десятинятитетия.

Академик В. Л. КОМАРОВ.

кристи от инк = тли пижЕянинасс: п ЕдЕтА ЯН ЕНИ

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
_ Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

БОЛлЫНОЙ ТЕАТР — 26/Х «Никогая дама»;
2ИХ «Князь Игерьз, Нач. в 1.39 веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬНОГО ТЕАТРА — 26 zu 27/X
спектаклей нет.

МАЛЫЙ ТЕАТР—25/Х «Волки и овцы». Нач.
В 1.36 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА —268/Х «Евгения
Гранде». Нач. в 1.30 вез

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО—26/Х
ские куранты» Нач. в 1.36 Р: Ч,

ФИЛИАЛ МХАТ_2&Х «ИнкВнНЕСБиЙй клуб».
Haz. 8 7.30 Bey

ГОС. ТЕАТР вм. Евг. ВАХТАНГОВА ({nomem.
Госцентюза. ул. Горького, пер. Оздовских, 19) —
  25Х «Грозаз. Нач. ь 7.50 sex.

MOCK. ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М _ Брон-
ная, 2)—26/X аЧудесная история». Нач. в
=: Bex,

ГОС. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской

бульвар. 23) —26/Х «Раскинулось море широко».
Нач. в 7.30 вез.

«Kpemzes-

Пропагавды и Советского Отронтельства — К 1-42-56;

Sites ЧАД BAS У

Б 8094.

`` Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь 5.

J

= a eae,

eed SNe мен

>_< ва