Шривет зер
мелмуся

борю

Лион Фейхтвангер

Непрерывное
движение вперед

История советской литературы — непре-
рывное движение вперед. Она создала но-‘
вые формы как в области лирики, так и в
области романа, и оплодотворила друтие’
„рятературы. А новое содержание, за кото-
рое она боролась и которым она овладела —

борьба и победа социализма, победоносно
звучащий оптимизм, — обогащают миро-_
рщущение каждого.

a™

Поль Низан

’Оплот мира

Когда мне было двадцать лет, ОктябрБ-

(кая революция была для меня первой
надеждой, засиявшей в мире, еще окро-
завленном войной, Двадцать лет спустя,
хода в Китае и Испании фашизм снова’
ажег пожар, способный охватить весь’
wap, СССР, имеющий за собой двадцать!
ет мирных достижений и побед, продол-!
лает быть величайшим оплотом мира и)
справедливости.

Леон Муссинак

CCCP—
молодость мира

Советскому Союзу двадцать лет. Большв,
чем когда бы то-ни было, он представляет
молодость мира. Сталинская Конституция
отметила его совершеннолетие, Я знаю все
величие одержанных им побед. Мое сердце’
бьется в унисон с вашими сердцами. Я.
приветствую 20-летие Великой Октябрьской!

социалистической революции и еще раз про- _

тягиваю советским писателям мою братскую
руку.

Эптон Синклер

С вами!

С самым глубоким вниманием я следил
3 течение 20 лет за развитием СССР. Я
читаю, что никогда еще в истории чело-
зечества народные массы не’ достигали
таких огромных успехов в области куль-
туры, политики и экономики. Надежды
х мысли всего прогрессивно мыслящего
неловечества — с вами. Желаю вам быть та-
KUMH сильными, чтобы враги человеческо-

To благополучия не осмелились напасть
Ha Bac. 5

КНИГИ В ЦИФРАХ

В прошлом году произведения Пуш*
кина в’ СОСР, в связи со’ столетием
со дня смерти великого поэта, были
изданы тиражом в 12 миллионов вэк-
земпляров, В царской России, за двад-
цать лет было выпущено 9.131 тыся-
ча экземпляров сочинений Пушкина,

За двадцать лет советской ‘власти
выпущено 22,421 тысяча книг Пуш-
кина.

Интересно сопоставить тиражи рус-
ских классиков в царской России и
в Советском Союзе — за двадцать лет:

с 1897 с 1947

Тиражи по 1917 г, По 1936 г.
Некрасова 194 тыс. 5 млн.
Салтыкова-

Щедрина 65 тыс. 4.860 тыс,
А. И. Герцена 167 тыс. 1.086 тыс.
Л. Н. Толстого 8 мпн. 43 млн.
А. Н. Остров.

ского 132 тыс. 2.436 тыс.
А. П. Чехова 493 тыс. 11.324 тыс,
М. Горького 1.072 тыс. 3 млн.
В. В, Маяков-

ского 4 тыс. 2,5 млн.

свою

Великий писатель-гуманист, друг трудящихся всего мира,

борец против фашистских варваров

ского

Пля-и-Бельтран

Фундамент ©
человеческого
будущего

СССР празднует двадцатилетие социали-
стического строительства, двадцатилетие со-

уничтожают лучшие ценности’ человечества,
сжитают книги, убивают женщин и детей,
разрушают исторические города, как Гер-
нику и Нанкин.

Защитники Мадрида и Шанхая, бойцы
Испании и Китая, вспоминая о братской
Красной Армии, дефилирующей по Крас-
ной площади на октябрьском параде, с но-

© новой решимостью бросаются на врага,
показывая, на что способен народ, когда он
борется за свою независимость, культуру
и свободу.

Все, кто борется за свободу, не сводят глаз
с Советского Союза. Двадцать лет револю-
ции — это утверждение новой формы жиз-
ни, в которой весь мыслящий мир видит
фундамент человеческого будущего.

зидания новой человеческой культуры в. т
время, как Италия, Германия и Янцония   — самый свободный основной закон,

вым мужеством сжимают свои винтовки,

Ромэн Роллан
авео

‚Ромэн РОЛЛАН

Шурззлинтие meer® человечества

Товарищи и друзья, трудящиеся СССР, вместе с вами я праздную 20-летие Совет-
оюза. Это общий праздник всего человечества, стремящегося разбить цепи капи-
тапистической эксплоатации и фашистского варварства. На том поле битвы,, каким
является современный мир, мощный СССР — величайшая армия социальной справед-
ливости и человеческого прогресса. Мы приветствуем его знамена.
знамена, От Испании и до Китая у всех угнетенных народов, борющихся за свободу,
одно общее отечество — СССР, расширившийся до рабоче-крестьянского Интернацио-
нала всего человечества. Будем же. всегда едины! Вместе мы победим!

Они также нашн

Оскар Мариа Граф

Воплощение
социалистической
гуманности

На двадцатом тоду существования Co-
ветского Союза вступила в силу великая
демократическая Сталинская Конституция
ко-
торый когда-либо существовал в цивили-
зованных странах. Признаюсь, когда я про-
чел этот документ, он надолго взволновал
и вдохновил меня, как ни одно произве-
дение эпохи.

Кто хочет знать, что такое социалисти-
ческая гуманность, пусть прочтет статьи
118—121 Х тлавы Сталинской `Конститу-
ции. Там сказано, что граждане CCCP ume-
ют право не только на труд, отдых, ма-
тернальное обеспечение в старости или
при потере трудоспособности, но и право
на. бесплатное образование во всех школах
и высших учебных заведениях. Для моло-
дежи этой страны действительно открыт
мир! С тех пор, как Ленин привел совет-
ские народы к свободе, они обладают соб-
ственной родиной!

Генрих Манн

Моральное
_ удовлетворение
В двадцатую тодовщину Великой Ок-
‘тябрьской гопиалистической революции

народы Советского Союза испытывают ог-
‚ромное удовлетворение не только блатодаря
‚поразительно быстрому росту их благосо-
стояния. Помимо, материального довольства,
‘имеющего, конечно, большое вначение,
‘народы СССР испытывают удовлетворение
— моральное и духовное, Они повседневно
ощущают свой культурный рост, видят
под’ем науки и искусства.

Особенно глубокое удовлетворение должен
испытывать писатель, являясь участником
‚И aes выразителем этих пережива-
(Hu.

Арнольд Цвейг

Пионер нового
человечества

_ Двадцать лет жизни, — что означают ‘они
‘в жизни народов? Русский колосс за эти
‹тоды прошел громадный путь развития,
‘энергичные й деятельные его народы нау-
‚чились стоять на соботвенных ногах.
‘Сталинская Конституция дает законы, по
‘которым пойдет дальнейшее развитие
‘могучих и богатых народов Советского Со-
 юза. К 20-й годовщине их нового рождения
‘мы желаем им счастья, 1

‚; СССР стал пионером нового человечества,
‘в его руках власть видоизменить нашу
‚жизнь и сделать ее полной смысла, честной
 и прекрасной.. Ето руки защищают мир в
‘Европе и ведут борьбу против варварства.
`И тот, кому предоставлено сегодня слово и
кто не. хочет лгать, тот должен быть боевым
‘товарищем Советского Союза.

С.  Арконада

На пути
к победе

Счастье, благосостояние и мощь, достиг-
нутые Советским Союзом к 20-летию Вели-
кой Октябрьской социалистической револю-
ции, свидетельствуют о том, что самые со-
кровенные мечты человечества выполнимы.
С тем большей энергией мы, испанцы, стре-
 мимся к счастью, благосостоянию и мощи
новой Испании, фундамент которой мы сей-
час закладываем. Мы; великий испанский
‘народ, шлём от имени страдающей сейчас
 Испании привет СССР с тем большим эн-
тузиазмом, что мы стоим на пути к победе.

Люк Дюртен

‚ Я верю
в вашу страну.

Я видёл в СССР в тородах мощные
людские потоки, напряженный труд фаб-
рик и заводов, плодородие и обилие в де-
  peBHe.

Я ‘видел во всей стране могучий, быст-
рый и полный энтузиазма рост. Я верю в
вашу страну.

Хосе Эррера Петере

Воплощение
надежд
‚ человечества

К 20-летию твоего существования, Совет-
ский Союз, я хочу тебе сказать, что ты —
реальное воплощение всех величайших
надежд человечества. Говорю это от имени
народа, ведущего ‘смертельную борьбу за
свою независимость, проливающего свою
кровь, но мужественно противостоящего
врагу и прексполненного ненависти и ре-
шимости бороться до конца.

\

независимость и свободу!

оическому испанскому народу,

Ф. КЕЛЬИН

oe 5
Onra®pmersmi emencreonett
в Мадриде

Шоссе Валенсия—Мадрид. Вечереет. Над
страной дышит испанская осень. Листья
почернели и сморщились. Ярче выступает
розовая земля виноградников и апельсин-
ных садов. То и дело дорогу заволакивает
сетка дождя. Горы и холмы окутаны сы-
рым туманом.

Я ехал в Мадрид на премьеру «Оптими-
стической трагедии» Вс. Вишневского; по-
ставленной в театре «Искусства и пропаган-
ды» в честь двадцатилетия Великой Ок-
тябрьской социалистической революции.

Душой этого театра является Мария Те-
реса Леон. Правительство предоставило те-
атру помещение 6. театра Сарсуэлы, с боль-
ой сценой, цеобходимой для постановки
массовых спектаклей. Мария Тереса ввела
ряд принципиальных нововведений в теат-
ре. Она об’яснила испанским актерам пре-
имущество лестниц, площадок и покатого
плана перед плоской сценой, на которой
они привыкли до сих пор играть. Для ис-
панского театра эти нововведения означа-
ют подлинную революцию.

Качественно состав труппы театра доволь-
но сильный. Особенно выделяются в муж-
ском составе Северино Мехуто, играющий
в цьесе Вишневского роль Алексея, Луис
Пенья; Барберо, а в женском составе — Ма-
рия Анхела дель Ольно (комиссар).

_Весь день 13 октября шли непрерывные
репетиции. Даже происходившая в этот
день бомбардировка фашистами Мадрида не
прекратила их. Особенно сильной бомбар-
дировке подвергся город вечером, и как
раз тот район, где расположен театр. При-
сутствуя на репетициях «Оптимистической
трагедии», я мог видеть, как реагировали
на обстрел испанские актеры. Один снаряд
разорвался совсем рядом с театром в мо-
мент происходившей на сцене оживленной
дискуссии. Секунда молчания и — снова
торячие споры.

В перерыве между репетициями я бро-

] дил по Мадриду. Осенний воздух как-то по-

особенному чист и прозрачен. В парке Дель
Буэн-Ретиро еще. цветут последние цветы.

14 октября заканчиваются последние при-
готовления к спектаклю. Художники раз-
рисовывали большой плакат (военмор с гар-
монией в руках), в последний раз просма-
‘тривали костюмы. Работницы фабрики в
 Сирос, узнав, что советские моряки носят
‘тельники (они неизвестны в испанском
флоте), связали их по указаниям Марин
Тересы. Энтузиазм, вызванный ‘постановкой
«Оптимистической трагедии», так велик, что
работницы отказались взять плату за свою
работу. Синие форменки дало министерст-
во авиации. Дивизия Кампесино прислала
винтовки, штыки и один из своих пулеме-
тов. В испанской постановке «Оптимисти-
ческой тратедии» нет бутафории в обыч-
ном смысле слова: мешки, ящики для ди-
намита, проволочные заграждения — все
‚настоящее, взятое из артиллерийского пар-
ка. Удивляться не приходится — театр на-
ходится в 700 метрах от фронта. Аккомпане-

ментом для спектакля служат канонада и.
разрывы енарядов, выпускаемых неприя-.

тельскими батареями с Серро дель Агиля. `
15-го на рассвете противник редким ог-
нем снова обстрелял город, на этот раз не
центр, а его рабочие кварталы. Над горо-
‚дом прошли самолеты; у Хуэста де ля Рей-
ны шел бой. Все это создавало боевое,
приподнятое настроение. Вечером состоял-
ся просмотр”двух первых актов. Были пред-
ставители печати, литераторы. Марию Те-
ресу, не выходившую в этот день из театра,
со всех сторон поздравляли с замечательной
постановкой. :

Наконец наступил день премьеры — 16
октября. Спектакль должен был начаться
в 5 Ч. 30 м., но уже задолго до этого вре-
мени на небольшой площади перед театром
толпился народ. За кулисами — нервная
обстановка премьеры.

Зал празднично убран красными полот-
нищами с привететвеннЫми словами Совет
скому Союзу. Свой спектакль театр посвя-
тил 20-й годовщине Октября. Перед красным
занавесом ‘стоит небольшой стол. Спектакль
должен открыться митингом.

Отромный театр полон. Военная форма и
рабочие спецовки пестрят толпу зрителей.

Много женщин, детей. Рядом со мной в лб-
же — группа старшего командного состава
армии.

Перед занавевом появляются поэты: Ap-
туро Серрано Пляха, приветствующий двад-
цатилетие Великой Октябрьской социали-

стической революции от «Альянса антифа-

шистской интеллигенции», Луис Сернуда,
читающий свои стихи о Советском Союзе.
Альберти читает свой перевод «Гренады»*”
Светлова; Росадо выступает с приветствием
от имени Общества друзей Советского Сою-
за. Последней выступила Мария Тереса в
об’яснением задач театра.

Короткая музыкальная интродукция на
тему «Яблочко», написанная для спектакля
композитором театра Хесус Гарсия Леосом,
и занавес поднимается. Минута высокого
напряжения. И вдруг откуда-то сверху сры-
вающийся голос кричит «браво». Его оста-
навливают. Испанский зритель хочет слу-
птать. Впервые за 50 лет он увидел «правду
жизни» на сцене своего театра. Обращение
кончено: снова звуки трубы: отряд пере-
страивается. Оркестр играет популярную в
Испании «Кавалерийскую», стройные муж-
ские голоса дружно подхватывают мотив.
Взрыв аплодисментов. Проходят две, три,
пять минут — зрители так же бурно апло-
дируют. И вдруг весь театр поднимается.
Люди с суровыми, растроганными, счаст-
ливыми лицами, подняв вверх кулаки, смо-
трят туда, где сидит защитник Мадрида ген.
Миаха. Раздаются звуки гимна Риего.
снова глубокая тишина. Публика жадно
слушает и глядит,

700 метров отделяют театр от траншей. В
любое мгновение неприятель может обстре-
лять его. А между тем театр переполнен.
Зритель страстно, как нечто свое, родное пе-
реживает пьесу. Его волнует судьба отряда
советских моряков; ведь это же его соб-
ственная «оптимистическая трагедия». Те
же вопросы волнуют сейчас испанский на-
род.

Второй акт, ставящий с большой ocrpo-
той проблему дисциплины, отношения к
командованию, подлинного героизма, про-
ходит при напряженном внимании зала и
вызывает горячев одобрение. В антракте в
ложах, в самом зрительном зале идут спо-
ры. Это уже не литературная дискуссия
предшествующего дня: спорят военные, спо-
PAT шумно, взволнованно; Пьесу обсужда-
ют так, как стали бы обсуждать проблему
внутренней политики, или событие на фрон-
те. Все симпатии на стороне комиссара и,
когда в последнем действии он умирает, в
театре слышатся всхлипывания. Плачут
преимущественно женщины. Мужчины ста-
раются сохранить суровое спокойствие. Но
они тоже растроганы. ; у

Нужно ли говорить об успехе пьесы? Ма-
рия Тереса, вернувшись поздно ночью до-
мой, долго не отходит от телефона. Звонят
из театров, клубов, кино, требуя постанов-
ки «Оптимистической трагедии» в различ-
ных районах Мадрида. И это через час пос-
‘ле окончания спектакля!

КНИГИ В ЦИФРАХ

В 1913 году, при царизме, было
издано около 86,7 миллиона экзем-
пляров книг, :

В СССР в 1936 тоду выпущено
57144 миллиона экземпляров книг,
т. е. в 6,6 раза больше,

За двадцать лет победоносной со-
циалистической революции в Совет-
ском Союзе издано 607,2 тысячи на-
званий книг тиражом 6.676,3 милли-
она экземпляров.

В 1913 тоду в России печатались
книги только на 49 языках. Тираж
изданных. книг был ничтожный —
6.521 тысяча экземпляров.

На 111 языках народов  СССР изда:
ются книги в нашей стране,

В одном только 1936 году на язы-
ках братских народов (кроме русско-
‘т0о) выпущено 132.854 тысяча экзем-
пляров ‚разных книг.

’ Лемократия и искусство

«Это будет свободная литература,
потому что не корысть и не карь-
ера, а идея социализма и сочувствие
трудящимся будут вербовать но-
вые и новые силы в ее ряды, Это
будет свободная литература, пото-
му что она будет служить не пре-
сыщенной героине, не скучающим
и страдающим от ожирения «верх-
ним десяти тысячам», & миллионам
Н десяткам миллионов трудящих-
ся, которые составляют цвет стра-
ны, ве силу, ее” будущность. Это
будет свободная литература, опло-
дотворяющая последнее слово ре-
волюционной мысли человечества
опытом и живой работой социали-
стического пролетариата...»

Ленин,

«Помещик говорит слутет «Молчать! Я не
Хотерплю, чтоб ты мне отвечал!»

Начальник департамента замечает, блед-
И, чиновнику, делающему возражение:
\Вы забываетесь; знаете ли вы, © кем вы
Юворите!» Государь «аа мнения» посылает
в Сибирь, вв стихи морит в казематах, и все
1% скорее готовы простить воровство и
нттки, убийство и разбой, чем наглость че-
товоческого достоинства и дерзость незави-
tot pert» 1, Эти полные горечи строки
‚№щена рисуют трагическое положение че-
Юноческой личности в старой России.

(ломленный Радищев, отданный в сол-
Мы Полежаев, Пушкин, в отчаянии BOC-
Мицавший: «чорт догадал меня родиться
* Россни в талантом и душой», убитый
Тирмонтов, заямученные/ Белинский и Доб-
любов, потрясающая трагедия Чернышев-
Moto... этот скорбный список можно было
\Ы значительно увеличить.

А сколько талантливых людей погибло в
азстности!

Капиталистический способ производства
иждебен искусству, враждебен поэзии
же и потому, что капитализм душит и
Ютчет человеческую личность.

В этом обществе победить мог. только бур-
Куный Бгоист и себялюбец, человек, стро-
——

tees «Былое и думы», Т. I, ctp.

О. ВОЙТИНСКАЯ

ивший свое личное благополучие вопреки
интересам окружающих, на их несчастьи
и обездоливании. Таков железный закон
классового общества. Руководясь этим зако-
ном, действовали Растиньяки, Тартюфы,
Ноздревы — страшное воплощение челове-
ческих уродств, порожденных классовым
обществом.

В этом обществе личная свобода суще-
ствует только для представителей господ-
ствующего класса и только постольку, по-
скольку они являются представителями это-
то класса. Народ создавал свою культуру,
создавал свое искусство в борьбе против
основ феодального и капиталистического
общества. .

Вера в человека создавала пафос произ-
ведений классической литературы. Она вы-
звала к жизни укоризненные слова старого
цыгана, обращенные к Алеко: «Ты для себя
лишь хочешь воли». Вера в человека во-
одушевляла Пушкина,  восклицавиего:
«Товарищ, верь, — взойдет она, заря пле-
нительного счастья!»

Народные чаяния воплотились в произ-
ведениях великого буревестника пролетар-
ской культуры — М. Горького.

Все творчество классика пролетарской
литературы — Максима Горького посвяще-
но трагической судьбе человеческой лично-
сти в мире частной собственности, Это ос-
новная тема таких, казалось бы, различных
произведений, как «Челкаш» и «Мои уни-
верситеты», «Фома Гордеев» и «Детство»,
‹Страсти-мордасти» и «Егор Булычев».

‚Во имя человека он беспощадно боролся
против мерзости человеческой жизни в.ста-

рой России.

Оптимизм народа, его вера в человека
нашли поэтическое выражение в строках
Горького: «Превосходная должность — быть
на земле человеком, — сколько видишь чу-
десного, как мучительно сладко волнуется
сердце в тихом восхищении перед красо-
TOW>.

Так писал автор одного из самых траги-
ческих произведений мировой литературы
«Страсти-мордасти», — автор «Девочки»,
«Васьки Красного», «Городка Окурова».

°

«Человек — это звучит гордо» — вот что
звучало и звучит лейтмотивом подлинно
народной литературы, вот что создавало и
создает ве высокий нравственный пафос.

Нам на долю выпала величайшая честь
быть современниками, быть участниками
Великой социалистической революции, той
революции, которая уничтожила самую воз-
можность эксплоатации человека челове-
ком. Многовековые народные идеалы нашли
полное выражение во всепобеждающей тео-
рии партии Ленина — Сталина.

Сила и новизна самой передовой в мире
советской литературы прежде всего в том,
что она выражает тенденцию борьбы за oc-
вобождение человечества от ига эксплоата-
ции. Впервые в истории созданы условия
для роста личности, для расцвета индиви-
дуальных свойств человека. <...Коллекти-
визм, социализм, — говорит товарищ
Сталин, — не отрицает, а совмещает инди-
видуальные интересы с интересами. коллек-
тива. Социализм не может отвлекаться от
индивидуальных интересов. Дать наиболее
полное удовлетворение этим личным инте-
ресам может только социалистическое об-
щество. Более того, социалистическое обще-
ство представляет единственно прочную га-
рантию охраны — интересов личности».

Эта прочная гарантия охраны интересов
личности нашла выражение в Сталинской
Конституции, в завоеванном советским на-
родом праве на труд, отдых и образование,
в равноправии граждан СССР независимо
от их национальности и пола.

В стране, где труд, как гласит Конститу-
ция, «является обязанностью и делом че-
сти каждого способного к труду гражда-
нина», жить — это значит творить.

История жизни Алексея Стаханова, Ма-
ии Демченко, Виноградовых, Сметанина,

жамбула, Сулеймана Стальского — сотен
тысяч талантливых людей из народа, —
факт не только биографического значения.

Биография любого из них — это замеча-
тельный документ о преимуществах социа-
лизма, о народном счастьи в обществе, где
стало девизом великое изречение — «чело-
век — это звучит гордо». «Всю мою жизнь,
— писал классик социалистического реа-
лизма М. Горький, — я видел настоящими
тероями только людей, которые любят и
умеют работать, людей, которые ставят
целью себе освобождение всех сил человека

для творчества, для украшения нашей зем-
ли, для организации на ней форм жизни,
достойных человека».

Впервые в истории человечества предме-
том поэтического изображен%я стала об’ек-
тивно прекрасная социалистическая дейст-

^ вительность,

«Предположи человека как человека и его
отношение к миру как отношение челове-
ческое, — писал Маркс, — и в этом случае
ты сможешь любовь обменивать только на
любовь, доверие только на доверие и т. д.
Если ты хочешь наслаждаться искусством,
то ты должен быть художественно образо-
ванным человеком;”и еслиоты хочешь ока-
зывать влияние на других людей, то ты
должен быть действительно человеком, ко-
торый действует на других людей побуж-
дающим и благотворным образом.

Каждое из твоих отношений к человеку
и к природе должно быть определенным,
соответствующим твоему намерению, прояв-
лением твоей действительной индивидуаль-
ной ЖИЗНИ>.

Только социализм создает условия для
расцвета естественных свойств человека,
его органической потребности в труде, в
творчестве, в искусстве. Сталинская
Конституция — это закон о социалиетиче-
ском росте личности, о высоких этических
идеалах в обществе, где труд во имя народа
стал делом чести, доблести и геройства.

Советская литература делает шат вперед
в художественном развитии человечества
именно потому, что она воссоздает рожден-
ные жизнью новые человеческие характе-
ры. ;

Она рисует рождение социализма в усло-
виях ожесточенной классовой борьбы, дви-
жение многомиллионных народных масс от
капитализма к коммунизму, социалистиче-
ский рост личности.

Высокое нравственное горение людей со-
циализма рождает пафос лучших произве-
дений советской литературы, пафос, волну-
ющий и зовущий к борьбе и труду милли-
онные массы.

В жизни и литературе герой нашего вре-
мени — это прежде всего борец за дело
социализма, за дело народа.

В создании образа народного тероя —
сила фурмановского «Чапаева», «Как зака-
лялась сталь» Островского.

«Нет для меня в жизни ничего более
страшного, чем выйти из строя», — писал
Павел Корчагин своему брату.

«Работа должна давать для моего сердца
что-то такое,’ чтобы я не чувствовал себя
на отшибе», — говорил он своему другу
AkuMy.

В течение веков литературным героем
был человек, вступивший в разлад с обще-
ством, человек-одиночка.

Отличие и особенность советской лите-
ратуры прекрасно выражены в стихах
Маяковского:

Мы —
Эдисоны ь
невиданных взлетов,
энергий
и светов.
Но главное в нас, —
и это :
ничем He заслонится, —.
Тлавное в нас, ‹
это — наша
Страна Советов,
Советская воля,
Советское знамя, *
Советское солнце.

Социалистический реализм впервые в ис-
тории мировой литературы делает предме-
том поэтического изображения народ в его’
действительной исторической роли.

«Трудовой народ делал историю, но не
мог записать ее», — писал М. Горький в’за-
мечательной статье об истории деревни.

Горький в своем творчестве ‘впервые
открыл человечеству мир чувств и мыслей
людей из народа в их подлинной сложности
и многообразии.

Литературный опыт Горького был нераз-
рывно связан с жизненным опытом народ-
ных масс. Жизнь народных масс была
личной, кровной темой Горького.

Вот почему его так волновал вопрос о
народном эпосе налиих дней. Классик со-
циалистического реализма, он открыл ис-
кусство поэтов-импровизаторов типа Су-
леймана Стальского и Джамбула.

Казахстанский поэт-импровизатор Джам-
бул говорил о себе:

«Будучи бедняком, я хорошо понимал
бедный народ. Правдиво я мог петь только
о себе и о народе.

Когда я пел о народе, я пел и о себе. Ког-
да же я пел о себе, я одновременно пел
о народе. Поняв всем сердцем, что акыну
нельзя фальшивить и лицемерить, стал
петь своим голосом и только правду».

«Когда я пел о себе, я пел о народе; ког-
да я пел о народе, я пел и о себе» — в этом
новаторство Маяковского, сделавшего борь-
бу за социализм своей личной поэтической.
темой, в этом сила горьковского творчества.

Писателю нашего времени выпала на до-
лю великая честь — воспеть подвиг борьбы
народных масс за дело социализма, за идеи
Ленина и Сталина.

Для советского искусства программными
являются слова товарища Сталина: «Ра-
бочие и крестьяне, без шума и треска строя-
щие заводы и фабрики, шахты и железные
дороги, колхозы и совхозы, создающие вее
блата жизни, кормящие и одевающие весь
мир, — вот кто настоящие герои и творцы
новой жизни».

Демократия и ‘искусство! Веками `нам
‚твердили, что эти понятия несовместимы.
Но вот осуществилась мечта Пушкина. Он
налиел дорогу к своему настоящему читате-
лю, к своему ценителю, и к нему не зара-

`  стает народная тропа.

Юбилей Руставели превращается в вели-
чайшее народное событие... t

Разве это не доказательство того, что на-
род — самый лучший критик, самый луч-
ший ценитель искусства.

«Исключительная концентрация художе-
ственного таланта в отдельном индивиде и
связанное с этим подавление его в массе, —
писал Маркс, — является следствием разде-
ления труда».

‚ Социализм создал условия для гармони-
ческого развития всех творческих способ-
ностей человека.

Социалистический рост личности означа-

ет также и развитие эстетической потребно-
сти.

Подлинное эстетическое развитив трудя-
щихся масс, народа возможно только в
стране, где создана реальная база для демо-
кратии, где само искусство демократично.

Вот почему социализм создает все условия
для художественного развития человече-
ства, вот почему социализм и развитие со-
ветской демократии означают небывалый
расцвет искусства.

Единство советского народа и творцов
искусства социализма ярко продемонстри-
ровано сейчас, в дни избирательной кам-
пании. Собрания рабочих и колхозников
единодушно выдвигают наших лучших пи-
сателей кандидатами в депутаты Верховного
Совета. Этот знаменательный, почетный акт
доверия обязывает ко многому работников
советской литературы и, прежде всего, к
активному ‘участию в избирательной кам-
пании, в агитации за лучших сынов наро-
да оружием художественного слова.

арод доверяет советскому писателю
выразить в поэтической форме народные
чаяния, мысли и чувства. Советской лите-
ратуре еще предстоит большой трудный
путь. Пойдем же вперед, товарищи! А на-
путствием нам будут слова вождя народов
— нашего Сталина: «Только народ бессмер-
тен. Все остальное — преходяще, Поэтому
надо уметь дорожить доверием наролае.