явления жизни. Сюда входят и реакции трудовые, и реакции широко со
циальные. И те и другие для нас одинаково важны. Создать в людях глубоко социальный характер, т.-е.
определить их поведение как содружное, есть величайшая задача социа
лизма. Величайшим пороком всех мещанских укладов жизни от отста
лой деревни, до высокого капита
лизма, являлись именно эгоистические навыки, диктовавшиеся частной собственностью.
Надо стремиться к созданию социального характера в человеке, стре
миться воспитать в нем идеи, чувства, поступки, в которых доминирующую роль играли бы огромные общие, исто
рические явления, а не маленькие, личные, обыденные. Социализм от
нюдь не желает нивелировки людей, отнюдь не желает превращения их в стадо. Он много раз подчеркивал устами своих провозвестников и учи
телей, что именно социалистический коллективизм, именно коммунизм даст особенно яркую свободу для индивидуальности, создаст возможность оригинального развития каждой личности. И только при условии этого оригинального развития каждой личности, возможно то тончайшее и сво
бодное разделение труда, на котором будет покоиться и разнообразие, и мощь человечества.
Здесь выступает роль искусства идеологического. Не будем касаться здесь значения литературы, театра, кино, музыки. Остановимся только на искусствах изобразительных.
С той точки зрения, с которой мы подходим к ним,нам важно подчерк
нуть именно термин изобразитель
ное. Что значит изобразительное искусство? Это значит — искусство вызывать на плоскости, при помощи линий, пятен, красок—живой образ, который имеет какую-то ценность. Мы позднее ближе определим эту ценность.
В области скульптуры это значит так формировать тот или другой материал, чтобы он получил форму
известного образа, имеющего ту же ценность.
Древняя эстетика (даже Аристотель) полагала поэтому, будто целью искусства является подражание природе. Гете насмехался над этим, заявляя, что если б ему был предо
ставлен выбор между живым мопсом и мопсом нарисованным, точнехонько его повторяющим, он всегда выбрал бы живого.
Ошибка древней эстетики заключалась в том, что она не понимала стилизующего творческого начала, которое художник вносит в свое про
изведение, несмотря на то, что язык этого произведения должен быть реа
листическим, т.-е. должен оставаться изобразительным.
Изобразительные искусства подчас теряли путь под ногами и уклонялись в ту или другую грубую ошибку. То реализм начинал переходить в иллю
зионизм, и художник ставил себе целью повторять природу с возможно большей точностью, никаких других задач при этом не преследуя; то, на
оборот, увлекался примерами искусств необразных,—например, музыки. Ху
дожник пытался создать какие-то симфонии красок с тематикой предметной или вовсе беспредметной, и срывался в ту область, которая, конеч
но, имеет право на существование, но ближе подходит к орнаментике или калейдоскопике; то, наконец, худож
ник становился настолько индивдуалистом, что пытался создать свой собственный мир, непохожий на окружающую нас природу, искажая эле
менты этой природы до неузнаваемости или просто создавая свои собственные формы. Во всех этих слу
чаях искусство либо перестает быть
изобразительным,либо перестает быть искусством в собственном смысле слова. Если искусство вызывает в нас только недоумение перед тем, как ловко передан шелк или цветок, то оно, конечно, становится большим ремесленным фокусом и только. Ис
кусство подлинное является социальной силой, которая, по меткому