ровке ее и ряда других городов, в поднятии к новому типу жилищных условий также и деревни.
Мы прежде всего должны констатировать, что гигантские строитель
ные задачи, которые предстоят Союзу Республик, в этой области, пред’явят колоссальные требования монументальному искусству — в первую очередь архитекторам; они рас
пространятся, конечно, и на других художников, потому что здания, — в первую голову, общественные здания, которые мы будем созда
вать, будут требовать живописного и скульптурного украшения, которое выявляло бы внутренний смысл и внутреннюю сущность каждого здания. Я не сомневаюсь, что монумен
тальные фрески, статуи и барельефы
войдут, как необходимая составная часть, во вновь создаваемые здания в самом скором времени.
Художник Грабарь уже сейчас сделал предложение о том, чтобы бы
ло постановлено выделять не менее 5% суммы, ассигнуемой на каждое здание, на предмет привлечения к соответственному украшению его ху
дожников и скульпторов. Само собой разумеется, в этом деле нужно не только внутреннее, идеологическое единство в тематике этого украше
ния, но и такое стилистическое единство, которое превращало бы произ
ведения живописи и скульптуры из „украшения в собственном смысле в какую-то органическую часть зда
ния. Также точно, создание всякого рода памятников,—о чем говорил и что отчасти, во временных формах осуществил Владимир Ильич, — на площадях, в скверах, на улицах, а также разведение новых парков и садов и усовершенствование старых должны найти себе большое применение при нашем градостроительстве.
Но, конечно, реформа быта этим не ограничивается. Большая роль в этом деле принадлежит клубу, который является чем-то посредствую
щим между государственной широкой общественной жизнью и жизнью
индивидуальной. Клуб есть единение лиц(территориальное, профессиональ
ное или по одинаковости интересов),
которое, в первую очередь, имеет своей целью дать возможность членам организации коллективно организо
вать свой досуг на более приятных, разумных и богатых началах, чем может это сделать каждый из них в своей квартире.
Создавая клубы, незачем непременно стремиться к дворцеобразной пышности, к десяткам тысяч членов и, соответственно с этим, к возмож
ности, даже почти необходимости монументального художественного обслуживания его. Я не хочу отрицать этим значение большого пре
восходного клуба типа, например, Центрального Дома Красной Армии, в Москве, — но я хочу сказать, что этот тип никогда не будет един
ственным или преобладающим типом. Наоборот, часто клубы, имеющие только несколько сот членов, представляют даже известные преимуще
ства. Но здесь мы будем иметь дело с уютным помещением об отно
сительно небольших комнатах, где на первый план выдвигаются соответственная спокойная, удобная, радо
стная и бодрящая меблировка, вплоть до всякой утвари, посуды, ламп и т. д., украшение стен плакатами, стенгазетами, но также картинами и портретами, имеющими действи
тельный художественный интерес. Здесь станковисты, статуэтисты найдут для себя широкое применение.
Наконец, и индивидуальный быт должен быть также реформирован при участии искусства. Будем ли мы строить, по преимуществу, дома-ком
муны, огромные отели, в которых будут иметься отдельные квартирки для семейств и большие общие залы клубного типа, или мы будем строить поселки из котеджей, с центральным обслуживающим их домом, или мы будем, наконец, более или менее приспособлять к новому быту те здания, которые мы уже имеем, (кроме, конечно, мрачных фабричных ка