НАТЮРМОРТ, КАК ПРОБЛЕМА СТИЛЯ

В порядке обсуждения
Старинный анекдот рассказывает, что виноград, изображенный греческим живо
писцем Зевксисом, прилетали клевать птицы, а занавеска, написанная Паразием, ввела в заблуждение самого Зевксиса. Корзины фруктов голландца Давида де Гейема создают подобный же trompe d’oeil крайней иллюзионистичностью изображения. Окорока, написанные Хеда, возбуждают аппетит. Металли
ческая посуда у Клаеса звенит, если до нее дотронуться. А старинные по
желтевшие книги Питера Поттера можно перелистывать. Как преемники „тенеписца Аполлодора — Зевкис, Паразий, Тиманф, так и тонкие колористы Хеда, Поттер, Гейем, ощущали жизнь даже в утвари, сорванных цветах, фруктах, би
той дичи и были далеки от восприятия мира, как „мертвой натуры 1.
Ни на фресках древнего Египта и средневековой Византии, где предмет, включенный в композицию картины, вы
полнял роль идеографического знака в общей совокупности символического смысла изображений, ни в картинах мастеров Ренессанса и барокко, где предмет, вплетенный в цветовую ткань роскошных пиров Веронеза и бурных со
бытий Тинторетто, жил наряду1 со всем изображенным на картине — не было того ощ/щения „предметности мира ,
которое появилось лишь много позднее и в искусстве Сезанна кристаллизовалось в натюрмортный стиль.
Натюрморт, как стиль искусства, представляет собою антипод портрета.
8 пределах одного мироощущения, будет ли это мироощущение отдельного
художника или целой стилистической школы, одновременное существование
натюрморта и портрета немыслимо. В истории искусства натюрморт является обычно более поздней, чем портрет, стадией развития художественной куль
туры. Натюрмортное мироощущение передает в изобразительной форме не жи
вую субстанцию явления, а мертвую форму вещи. „Вещность“—вот основа художественного мировоззрения натюрмортиста. Предмет рассматривается художником не только изолированно от окру
жающей среды, но интерпретируется, прежде всего, как конструкция, обладающая впрочем только композицией, цветом, фактурой и об емными свойствами.
Изображение предмета самого по себе, хотя бы и изолированного от окружающей среды, не может стать предпосылкой для выделения этой изобразительной темы в особую стилистическую ка
тегорию. Б. Виппер в своей богатой по содержанию книге о натюрморте, 1 характеризуя основные черты натюр
морта признаками „изоляции предмета от окружающей среды , не остался ли благодаря этому методологически в пре
делах предметно-изобразительной темы этого художественного явления? Б. Виппер, несмотря на ряд тонких характе
ристик отдельных видов натюрморта, в целом не подошел к этой категории изобразительного искусства стилисти
чески. История натюрморта была им подменена историей изображения изо
1 Б. Виппер — Проблема и развитие на
тюрморта. Казань, 1922 г.