ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МУЗЫКИ


Искусство—великий организатор.
Его огромная социально-организующая мощь не требует доказательств и не нуждается в особых пояснениях: действуя непосредственно на чувство че
ловека, оно доходит без труда туда, где голая сухая теоретическая мысль навер
няка не имела бы успеха. Это прекрасно понимали и использовали в свое время в борьбе за власть господствующие со
циальные группы: именно поэтому в наши дни западно-европейское искус
ство состоит на откупе у буржуазии, как некогда волочилось за придворными шлейфами и поповскими рясами.
Почему же мы за 10 лет все еще не сумели направить эту могучую силу в нужное нам русло? Почему даже „Великая Французская революция*1 достигла в этом направлении гораздо больших результатов, чем наша „величай
«о шая г
Ответ ясен: мы без труда найдем его в тексте нашего революционного гимна,—мы строим „наш новый мир“ на новом „основанья “. Но старое ос
нование искусства — его техническое оборудование, не говоря уже о насквозь
сгнившей „надстройке** — безнадежно устарело. Почему Ильич на первое место по социальной значимости выдвинул кино? Потому, что это—электри
фицированный театр, допускающий по своей технике безграничное размножение, без понижения „качества продукции “.
Когда мы думаем об основных проблемах нашего социалистического строи
тельства, первое слово, которое приходит нам в голову, это—электрификация, создание крупной промышленности, обо
рудованной по последнему слову совре
менной техники. Лишь решительная победа на этом фронте разрубает Гордиев узел наших социальных противоречий и приближает нас к „новому миру“.
Искусство — что бы ни вещали для наших дней его „жрецы“—есть не более чем рядовая отрасль народного хозяйства—подчиненная всем законам соци
ально-экономического развития, и мы смело можем сказать и здесь: нас не
спасет ни кустарь-одиночка, ни тем менее „халтурно-производственные** коллективы, работающие с архаическим
инвентарем прошлых веков—-когда идет полуторастамиллионный потребитель, которого нужно всерьез „обслужить**.
Посмотрите, какую колоссальную роль — несмотря на свое техническое несовершенство—играет у нас радио
вещание: без него мы давно бы уже уперлись в тупик. К счастью-—музыка, которую у нас почему-то считают самым отсталым из искусств, быстрее других идет навстречу социальным потребностям эпохи и уже теперь может похва
стать такими рекордными достижениями технического переоборудования, что несомненно оставляет в этом смысле далеко за собою не только своих бли
жайших соседей, но и целый ряд отра
слей „грубо-материального“ хозяйства. Об этом и пойдет наша сегодняшняя речь.