ности незаурядных усилий саратовцев, а в нем самом, в его концепции и разработке есть знаменательные черты, о которых стоит сказать несколько слов.
Барельеф—схватка с казаками.
Чтоб осуществить мысль о большом монументе из гранита, саратовские рабочие собрали деньги по заводам, фабрикам, предприятиям, учреждениям и т. д. Но при всем напряжении средств пришлось бы неизбежно довольствоваться более скромным памятником, если б саратовские рабочие сами не проделали значительной работы. 6000 рабочих устраивали воскресники, под
готовляя площадь, помогая доставке гранитных глыб и производя другие работы по установке. Такая „закладка монумента запечатляется не только как выразительнейшая черта в процессе сооружения саратовским пролетариатом „своего монумента, но и по-особому знаменательна: эти коллективные усилия участников сооружения несомненно оттачивали своим активным отношением, своим деятельным сознанием первоначальный общий и еще неясный замысел и чувственные формы. Коллективная мысль и коллективный подъем многое отложили в „магическом кристалле проекта будущего монумента.
В саратовском памятнике (проект скульптора Б. Д. Королева) есть крепкие черты подлинной грандиозности, величественности. Это монумент „всерьез , а не пресловутый провинциальный уродец из гипса или мела с притязательным революционным названием. Он сложен из колоссальных масс серого и черного гранита, представляя собою сооружение в 18 аршин высотою. Две трети его символизируют идею Революции в мощно-архитектурных пропорциях масс и плоскостей, одна треть воплощает в скульптуре основную активную силу— пролетариат в образе фигуры рабочего, венчающей монумент. Эта фигура покойного, сильного, уверенного, мускулистого строителя новой жизни дана не на „пьедестале , а на вершине сложной массы, громоздящейся срывами, уступами, драматически напряженными в неуклоном нарастании, подымающи