листическими соединениями (капитализм, как таковой) с обвинениями мощными, национальными, межгосударственными, связанными железной дорогой, машиной, броненосцем с колониями (империализм). Что же из этого? Разве настоящие марксисты когда-либо рекомендовали воздерживаться от использова


ния внутриклассовой борьбы? Нет, использовать использовывали и помощь,


соответственно выгодам пролетариата, прогрессивной стороне оказывали, но все это, конечно, было не целью, а средством, приближающим к настоящей классовой борьбе пролетариата со всеми капиталистами вкупе (вспомним использование демократий в 1905 г., использование «хлевных» гос. дум в определенные социально-тактические моменты и т. д.)
Вот тут-то и необходимо внести ясность и отметить:
Во-первых, что западно-европейский футуризм воспри
нимается у нас (будущим Л е- фом) в 1910/11 г.г. в формах его прогрессивной борьбы: с этого момента связь начинает ослабевать;
во-вторых, арсенал оружия футуризма времен егорасцвета, с его разрушением авторите
тов находит у нас благодарную почву в 1911/12 г. г., т.-е. в
годы нового подъема революционной борьбы пролетариата, когда самое эпатирование буржуазии, когда «пощечина общественному вкусу» являлись делом положительным 1). Тут оружие воинствующего западно-европейского футу
ризма было очень к месту. Засучались рукава, начиналась драка. И в общем историческом подсчете, конечно, футу


ристическое течение того времени


подготовляло культуру (в тесном смысле слова, в смысле искусствовед
ческом) наших дней, соответствовало подъему революционной волны.
Футуристы того времени были в области искусств передовым отрядом. И это подтвердила сама жизнь.


Проверка на Октябре показала кто с кем, показала классовую подо


плеку. Андреевы, Арцыбашевы и др., несмотря на революционные сюжеты в своем репертуаре, с первых же дней оказались в стане эмигрантской контр-революции (хам восстал)! Горький предпочел заграничные края, чтобы спастись от нашей азиатчины. Лефовцы, наследники футуристов—Маяковский, Асеев, Третьяков, Брик, Арва
тов, Лавинский, Родченко, Чужак и много, много других—с первых же дней Октября с нами, в нашем быту, в нашей работе. Единственной дореволюционной художественной группой, которая В. Степанова.
Прозодежда.
1) Конечно, нельзя футуризму приписывать непосредственно революционной роли. Это надо понимать в смысле попутнического, анархического выступления футуризма против всего комплекса буржуазной культуры—О. Б.