МУЗЫКА Слово в песне.
Арсений Авраамов.
Не может быть двух мнений о том, что актуальнее: печатное слово— или живое, усиленное жестом, мимикой, музыкальной динамикой и экспрес
сией. Это хорошо знала еще царская цензура, допускавшая к театральной постановке и эстрадному исполнению далеко не все то, что ею же «разрешалось к напечатанию».
Отсюда необходимо вытекает следующее: все, что говорится в резолюции ЦК «о политике партии в области художественной литературы» имеет прямое, непосредственное и сугубое отношение к так называемой «вокаль
ной музыке», которая оперирует с тем же художественным словом, да еще
конденсированным (в смысле эмоциональном) средствами специально-музыкальной выразительности.
По поводу последних (подчеркнутых) слов может быть сделано серьезное на вид возражение: «вот именно: поскольку сюда замешано это «специально
музыкальное», партия не может еще переносить свое авторитетное в «чистойхудожественной литературе суждение на эту пока еще не «завоеванную область».
Задачею настоящего очерка как раз и является возражение на кажущуюся серьезность этого довода.
«Не боги горшки обжигают», хотя наши музжрецы охотно убедили бы нас в обратном. Сейчас мы увидим, что отнюдь не необходимо быть «посвящен
ным» жрецами в «тайны» музыкальной «магии», чтобы «сметь свое суждение иметь» о «качестве продукции» их незатейливого ремесла, что «в руках у пролетариата уже теперь есть безошибочные критерии» (п. 7) не только «общественно-политического содержания» художественных произведений.
Очерк может быть использован в двух направлениях: спец-партиец найдет в нем вышеуказанные «критерии», рядовой культработник—практическую Инструкцию по ряду вопросов клубной муз- и литработы. По обоим адре
сам существенное предупреждение: ограничиваясь по необходимости «печатным словом» в разработке темы, неизбежно требующей «музыкальных демон
страций», автор сознательно ограничил круг демонстрируемого материала общеизвестными песнями, так или иначе вошедшими в массовый «репертуар»,— зато он надеется, что читатель «добросовестно проштудирует» (пропоет) все приводимые примеры, иначе «жертва», приносимая автором, ничем не будет оправдана. Могу прибавить (для «соблазна»), что на 75% это будет к тому же «страшно весело»...
В области массовой песни мы наблюдаем 8-ой год махровое цветение стихийной и злостной халтуры. Не говоря уже о «самодеятельном» клубном и «походном» репертуаре (халтура «стихийная») такие «авторитетные»,