Кое-кто вспомнит ее под другой фирмой: какой-то «талантливый педагогввел ее когда-то в школу и ребята пели на этот напев—
Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя...
Так вот на эту ноющую, «лирическую» в кавычках «мелодию» (тоже в кавычках) дан в пролеткультовской книжке такой текст:
Белым шелком красный мечу Н сама я в грозный бой
Знамя вынесу навстречу
Рати вражеской и (?) злой.
Не говоря уже о злостном халтурном штампе этих «стихов» (тоже в кавычках)—какое потрясающее безвкусие в сочетании их с вульгарнолюбовным напевом!
А вот «Расстрел коммунара» у нас поют на «развеселый» шантанный мотивчик с «танговыми» синкопами... и тот же Поставничев очень одобряет «своеобразный», четкий, рассчитанный на спортивные движения (??!!) ритм это штуки...
Далее: и «марш Буденного» и «Белая армия, черный барон»... тоже в шансонетном миноре.
...И все должны мы Неудержимо
Итти в последний смертный бой *)...
Второе положение: музыкальная речь имеет свой с и н т а к с и с— она так же, как словесная, естественно делится на периоды, предложения (главное, придаточные, вводные) и, наконец—на отдельные слова, столь же неравнозначные в смысловом отношении, как «подлежащее и сказуемое» и всяческие «второстепенные» члены речевого предложения. Следо
вательно, она подчиняется и законам речи поэтической—строфа (куплет), рифмы (и ассонанс), метр и ритм—все это здесь налицо, и в песне должно абсолютно совпадать в словах и напеве: «знаки препинаниядолжны быть в ней расставлены тщательно и грамотно, иначе получится абсурд, нелепость...
Вся наша песенная литература в этом смысле—сплошная нелепость, и снова удивительно, как докатились мы до полной «анэстезии», этого острого по природе чувства—формы песни?
Примеры на одном «Интернационале» можно продемонстрировать почти все наши утверждения—так небрежно сделан перевод этого гениального в оригинале (французском) гимна:
До основанья, а затем.
Яркий пример нарушения муз. синтаксиса: в музыке фраза эта—законченное предложение, имеющее в конце «точку с запятой» (большую паузу), а в словах она слеплена из конца предыдущего и начала следующего предложений—на-ходу мы должны сделать 3 шага прежде чем «выясняется», что же собственно «затем»? Мало того: союз «а» и мало
*) Между прочим, это и гимн Синей Блузы: „Мы синеблузники
„Мы профсоюзники... А в шансонетном оригинале:
„Так пусть гитары „Рокочут струны