МУЗЫКА В РАБОЧЕЙ аудитории

ИЗУЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ рабочей аудитории — одна из важнейших, я бы сказал, основных, проблем нашей музыкальной культуры. Слово „организация мы употребляем в дан
ном случае отнюдь не в переносном смысле: ибо здесь подлинный стержень музыкально-художественной политики. Необходимо признать, что уровень музыкальных потребностей рабочего „сегодня чрезвычайно низок. В большой мере в этом лежит причина отрыва передового музыкально-советского твор
чества от массы: его продукция не доходит до массового потребителя по этой именно причине. И, следовательно, в первую голову нам придется наметить возможные пути этой „организации нового рабочего потребителя. На первом месте стоит, разумеется, изучение особенностей музыкального мышления рабочего. Эти особенности генетически определяются: во-первых, наследственным усвоением элементов мощной у нас музыкально-песен
ной культуры крестьянства; во-вторых, наслоениями (отбросов — в сущности) городской „культуры” в кавычках, и, наконец, в-третьих, профессиональными, производственными потребностями и навыками нашего современного рабочего. Исходя отсюда, можно наметить и пути отбора из исторического музыкаль
ного наследства — наиболее пригодных для культивирования в массе образцов
и форм, группирующихся вокруг вышеназванных признаков: а) Песенная форма и наиболее естественно осуществляющий ее—х оровой ансамбль. Можно прямо сказать, что без этого основного вида музыкального творче
ства у нас нельзя сделать ничего, ни шагу вперед: всякие иные пути, минуя этот, — попросту утопия. Отсюда — сравнительно высоко-развитое у нас мелодическое чувство живет рядом с примитивным чувством гармонии,
б) Виртуозный элемент с богато-развитою ритмик ой. На это мало обращалось до сих пор внимания, но я это категорически утверждаю: рабочий — мастер прежде всего, и совершенно так же, как он узнает и отличит всегда безошибочно мастерскую работу от „диллетантской в своей производственной специальности, он не ошибется и в оценке (пусть „интуитивной , — сознательно критическое отношение придет позже, в свое время) подлинного мастерства в искусстве. Отсюда —- пре
обладающий в массе успех сольных инструментов над инструментальным ансамблем, оркестром. Наличие этих двух элементов обеспечивает в сущности вполне успешную пропаганду в рабочей среде весьма разнообразных
музыкальных форм и, если хотите, „сущностей : ибо, поскольку через песню внедряется в музыкальное сознание эмоциональная стихия, постольку виртуозно-формальная музыка развивает тектоническое, „архитектурное восприятие музыкального искусства. Смешно было бы, конечно, удовлетво