В условиях современности действенная форма искусства неизбежно является воспроизведенной в многочисленных экземплярах. Станковая «редкаякартина слишком «аристократична», именно как форма, независимо от сю
жета и направления, чтобы целиком удовлетворять запросы нашего времени. Но даже гравюра своими эстампами, отпечатанными гравером на ручном станке, рассчитывает на удовлетворение эстетических потребностей неболь
шой группы любителей. Только полиграфия с ее ротационными машинами в силах снабдить нужным количеством экземпляров широкую аудиторию, с которой хочет говорить общественное искусство современности.
И ныне из художественных форм, связанных с полиграфическим производством, наибольшее значение приобретают плакат и лубок.
Плакат—продукт города. Он вырос и воспитался в атмосфере интенсивной жизни современных столиц. В прошлом у него слишком краткая родословная.
Лубок, напротив, имеет длинную историю своего происхождения, уводящую любопытного в дебри средневековья... Там, на заре первых ксилографи
ческих гравюр, надо искать древних родоначальников этой формы искусства... Гравюра в процессе своего многовекового развития создала и выделила этот
особый простодушно-веселый жанр, рассчитанный на сбыт в широких слоях населения, не искушенных тонкостями «высокого искусства».
Не будем настаивать на спорных положениях и утверждать, что лубок, по крайней мере, в русских условиях, всегда был искусством народным. Но несомненно, что к тому времени, когда этот вид искусства получил наиболь
шее распространение и окончательно выработал все особенности своего жанра, он был связан с деревней и пригородом по преимуществу. Это было искусство простонародное по своеобразной разработке тем, незамысловатое по стилистическим приемам, связанное в процессе производства с деревней и потребляемое крестьянской массой и ремесленно-мещанской «пригороднойсредой. Не без основания и исследователи называли лубок или «простовиком(Голышев), или «народной картинкой» (Ровинский).
В наши дни лубка в старом смысле этого понятия не существует. Литографская техника, вытеснившая старинные приемы резьбы по дереву и металлу, перенесла производство лубка из деревенских кустарных условий в город, н» фабрики современной полиграфической индустрии...
Это было уже не народное искусство, а макулатура для народа. Сытин на своих литографских станках печатал сотни тысяч фальсификаций под лубок. И несмотря на потерю своеобразно-художественного облика, который был присущ многим оттискам со старинных деревянных досок, даже этот литографский лубок, сделанный городом для деревни, имел в крестьянской среде радушный прием. Батальные картинки на темы русскояпонской войны еще и сейчас заполняют стены изб...
Война с Германией уже не дала ярких образцов лубка. Книжка Денисова, посвященная военному лубку, это обстоятельство прекрасно иллюстри
рует. В годы германской войны группа художественной молодежи об’единилась в общество «Сегодняшний лубок». Но в лубках, выпущенных этими мастерами, уже не оставалось никаких устоев старого, традиционного простовика. Это были картинки даже не «для народа». Это была «сатириконская» карикатура или плакат. Это было стилизационное искусство. И, как правильно заметил Денисов, плакатная манера этих картинок «стояла вне традиции


Лубочный плакат.


Николай Тарабукин.