ых

N

У

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 АВГУСТА 1942 г. 16 198 (7884)

———_—   ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР т. 3

Вол

Николай. Иванович Чадаев — охин из
старейших волжских калитанов. Ero BE
сокая, прямая фигура в синем кителе и
смуглое OT загара хицо известны всей
Волге. Сорок пять лет он плавает на
Волге, может с закрытыми глазами про-
вести изроход через самые капризные
перекаты. KRonta стахановское движение
захватило и волгарей, Николай Ивано-
вич первым показал пример, как надо
водить большегрузные. чевиланные‘ хо
того на Волге, караваны. Старый капитан
награжден орденом Ленина и медалью
«За трудовую доблесть». Сейчас он — ка-
питан-наставник Волготанкера. Bee лето
вн передвигается из пароходства в паро-
ходство, от пристани к пристани: вес-
HOH, как только пройтет лед, — с пер
вым нефтяным караваном хо Горького, а
осенью, уже со льлом. — до Астрахани.

Мы встретили его в Горьком. на Горь-
KOBCKOM эксплоатационном участке Волго-
танкера. Он стоял на палубе ZeOapkaxepa
я, заложив за спину стариковские узло-
затые руки, казалось, безучастно наблю-
дал, как матросы грузили на  газоход
ящики, мешки, бочки. Ha газоходе —
продовольственная лавка. Она встречает
проходящие караваны прямо в плесе, и
команды, не останавливая движения cy-
108, получают продовольствие, зарплату,
свежие газеты,

Отарик стоял ’ прямо под солнцем и
молча поглядывал из-под выцветиих бро-
вей на пгировий рейд разворачивавшегося
по носу газохода, на баржи, стоявшие
пох разгрузкой, на ослепительные песжи,
на пышные разлалистые осокори, что гу-
сто расрослись то берегам.

— Хороша нынче вода, Николай Ива-
нович! -—— сказал молодой петурвальный,
выглядывавцеий из рубки.

— Хороша,—<оглаюилея Николай Ива-
нович. — Почти 300 в верховьях дер-
KUTCH, & бывало, идешь — по дну
скребеть. Вот и надо ее, матушку, ис-
ПОЛЬЗОВАТЬ.

Николай Иванович — исконный вол-
тарь. И дед ео, и отец кормились Вол-
гой. Мальчишкой пришел на Волгу и он.
Матросом плавал на том же. буюсире, ко-
торым командовал его отец, а когла отец
умер, капитаном парохода стал Николай
Иванович, Он любит свою родную  Вол-
гу, Ram самое дорогое в жизни.
Й сейчас, когда  фашистокие  мерзавцы
стремятся. опоганить воды вольной рус-
ской теки своими грязными кровавыми
лапами, старик, как и тысячи  друпих
волгарей, работает, не зная устали.

Своим авторитетом, зорким, опытным
взглядом он помогает капитанам, механи-
вам добиваться лучших показателей. Всю
свою энергию он употребляет на то, что-
бы караваны © топливом шли быстрее,
обораливалиюь скорее.

Вот и сейчас старик вместе © линей-
ным механиком едет навстречу нефтевозу
«Правда», что идет снизу с большим ка-
раваном. Катитан и механию нефтевоза
прислали ¢ пути телефонограмму: малина
требует ремонта, в Горьком необходима
остановка пю крайней мере на одни сут-
ви. Но сутки — это 24 vaca, a 24 ga-
ва хорошего хода -—— это 200 километров,
& может быть, там, Ime ждут бензина,
играют роль че только 24 часа, но и
24 минуты. WH Николай Иванович, не до-
жидаясь, пока нефтевоз прилет в Горький,
едет к нему навстречу, чтобы хорошень-
ко разобраться, так ли уж необходима
остановка.

— У них всегда так, — говорит он
линейному механику. — Как в Горький

t1apb

приходят, так обязательно на стоянку.
Нет, это теперь отставить надо...

— А может быть, и верно им ремонт
нужен? — высказывает своя опасения
механик. — Пароход у них нынче в плё-
се зимовал, ремонт там какой был?
Поскоблились только...

— А вот поглядим!

Еще издалека старик узнает «Правду».
Распустив гриву дыма, пароход огибает
трудное колено реки, за кормой у него,
как огромные утюги, четыре глубоко си-
дящих в воде нефтянки. _

Сделав оборот, rasoxox пристает к бот-
ту идущего парохода, и вспененная хвумя
судами волжекая вода широкой волнистой
полосой уходит назад.

В каюте собираются все, кто
решить вопрос, нужна  пароходу оста-
новка или не нужна. Молодой механик
«Правды» немного горячится. У него хей-
ствительно болит сердце за машину.

— Лва месяца котлы не чистил, —
доказывает он, — воздушный насос нахо
сменить, мазут на цилиндры плохо по-
дается — надо обязательно подкрепить...

И вот, пока на газоходе команда полу-
чает зарилату, продовольствие, пока сво-
бохные от дел люди слушают краткий
доклад культурника, Николай Иванович
не спеша обходит сулно. От его опытно-
го взгляда не ускользает ни одна мелочь.
Машину он осматривает, как врач боль-
ного. И механик, который, скрывая вол-
нение, ходит за ним молча, знает, чт
тут уж ничего не скроешь.

Шосле осмотра вопрос 9 стоянке ре-
шается без всяких споров.

— Насос пока работает, — xo Ры-
бинска дойдете, там на котлочистку вста-
нете и насос отремонтируете, — решает
Николай Иванович. — А ‚Юдалту мазута
подкрепить надо, это верно! Это в Горь-
ROM сделаете, два часа на 97 потре-
буется. Правильно?

И хотя половина команлы — горьков-
чане и многие мечтали побыть  хома
сутки, но все соглашалются— правильно.

А в Горьком Николая Ивановича жет
уже другие дела. В маленьком блок-ноте
у него записаны все пароходы, баржи,
нефтянки. Но он и без блок-нота напа-
мять скажет, где тенерь какое судно,
как оно ищет, когда его надо ждать. И
за каждым судном он следит.

— Выколачиваем каждый чаю. —взлы-
хает Николай Иванович, собираясь ехать
в затон, где на ремонте задержалея не-
фтевоз. — Кое-чео мы добились. Неко-
торые пароходы сквозняком идут, целые
сутки выгалывают. Участок им крепко

должен

Выросло производство
проката

За 20 хней звгуста попрежлему HIT
впереди доменщики и KORCOBURH, дающие
сверх плана много сотен тонн чугуна я
кокса.

Улучииили работу прокатчики. Выпуск
проката за 20 дней августа выше cooT-
ветствующего периода июля.

Хорошо работают доменщикя заводов
Кузнецкого,  Ново-Татильского, Белереп-
кого, Ашинского, Чернохолуницкого, Май-
KOPCKOTO и завода, гле директором тов. №-
пов. В последние дни улучшили работу
доменщики Верхне-Синячихинского и Чу-
совского заводов. Серовские  доменщики,
завоевавигие первенство в июле и полу-
чившие знамя Государственного Комитета
Обороны, в августе не зыполняют уста-
новленного планом ассортимента.

Значительно перевьшюлняют Wan в
последние дни сТалеплавильцики ордена
Ленина завода № 700. завоевавшие пер-
вое месте в июльском соревновании.

Xopome работают  сталеплавильщики
заводов Зазтоустовокого, Нижне-Салхин-
ского, Амурстали и завола, где хиректо-
ром т. Коренгков. Заметно увеличили вы-
плаву стали в послелнее время заводы
Чусовской,  Кушвинокий, — Добрянский,
Уфалейский, Нижне-Сергинский.

Прокатчики  Ново-Тагильского
значительное увеличили выпуск
против июхя. Дают прокат сверх плана
металлурги Нижие-Тагильском,  Чусов-
crore,  Белорецкого, Нижне-Сергинского,
Северского, Горьковского и Омттненского
завотов.

Отстают в соревновании прокатчики
Серевского. Нижне-Салдинскоге, Нижне-
Сертинокого, Уфалейского и Нижна-Ту-
ринского заводов.

ЗаводЗ
проката

Освоены новые
химические продукты

За 20 дней августа химическая про-
мышленность выработала больше продук-
ции, чем за 20 дней июля. 4

В число передовиков соревнования вы-
двинулись заводы, которые раньше стета-
вали. Завод Главхимпрома, рукозодимый
т. Бовалевым, двухдекахное задание вы-
полния на 112,3 процента. В августе за-
вод освоил новый вих продукции и зада-
ние перевыполняет. Значительно улучиил
свои показатели завод этого же главка,
где директором т. Самоукив.

Завод, где директором т. Каражае, так-
же хоропю справился с программой 4
успешно освоил выпуск нового продудта.

помогает. Слабоват пароход, — ему на- Инициативу и настойчивость в выполче-

встречу катер или пароходик какой по-
шлют. Сила у них будте и невелика, а,
глядишь, километр-другой в чае и на-
тянут. 4

А народ работает, каж никогла. Жизни
He щадят. Раньше здесь и’ думать He
мотли, что в такие короткие сроки будут
сквозняком от Астрахани де Рыбинска
караваны водить...

Через полчаса катер отошел в затен.
Над широким разливом двух рек сади-
лось солнце и ярко освешщало высокую
фигуру старика, стоявшего на палубе.
Он стоял прямо, заложив руки за спину,
и лицо его с нахмуренными бровями и
плотно сжатым ртом от солнца казалось
вылитым из бронзы.

Г. ФЕДОРОВ,
соб. корреспондент «Известий».

ГОРЬКИЙ.

Увеличился выпуск боевого оружия

В первые две кекады августа предприя-
тия Наркомата вооружения увеличили вы-
пуск: боевого оружия. По группе артилле-
рийских предприятий поревыполнили cy-
точный график сдачи пушек заводы, ко-
торыми руководят Герои Социалистиче-
ского Труда тт. Елян и Быховский.

Xopomo работает завод, где директором
Герой Социалистического Труда т. Гонор.
Перевыполнил план по выпуску пушек
завод, которым руководит т. Золотарев,
За последнее время коллектив этого. пред-
приятия систематически опережает суточ-

ботает артиллеряйский завод,
тором т. Фраткин.

По грунше предприятий стрелкового
всоружения выделяются своей хорошей
работой заводы, которыми руководят
тт. Исаков и Кисель. Успелгно выполнили
двухдекалный план в превышением про-
тив графика  коллекгивы предприятий,
где. директорами тт. Вузьмичев, Агафо-
нов и другие.

Перевыполнили план по выпуску пат-
ронов заводы, которыми руководят
тт. Бутузов. Азаров, Игнатович,  Шев-

где дирек-

ный график. Равномерно, по графику ра- ченко и др.

нии государственных заданий проявил кол-
лектив химического комбината, возглавляе-
мого т. Матвеевым. Здесь в течение 10
дней смонтирован новый цех и налажено
производство важного продукта.

Значительные сдвиги произошли на
предприятиях анилокрасочной промышлен-
ности. На заводе «Победа рабочях» (ди-
ректор т. Васильев), благодаря внедрению
рационализаторских предложений и после
пересмотра рецептур и технологического
процесса, удалось увеличить выход боль-
шинства продуктов в 2-—2,5 раза.

Среди азотных заводов попрежнему вы-
деляется Чернореченский завод им. Кали-
нина. На заводе освоен новый вих продукта.

Сверхплановая выплавка
никеля и меди

В числе передовых соревнующихся кол-
лективов предприятий цветной металлур-
гии — Уфалейский никелевый завох. Си-
стематически перевыполняет производетвен-
ную программу завод, где директором тов.
Соловьев. Попрежнему хорошо работает 3a-
вод имени Молотова.

Выше нлана работают медеплавильши-
ки Красноуральска и Медногорска.

Хоропких результатов добились коллек-
тивы медных рудников — Джезказганеко-
то, Блявинского, Бурыбаевокого и Уснен-
ского.

Продукцию свеэх плана дали заводы,
тде директорами тт. Друтман и Разницын,
& также рулоуправления Главредмета —
«Колываньстрой» и «Давендастрой».

Уборка сортовой ржи «Вятка» на полях
Урожай ржи составляет в среднем 24 центнера с гектара. На переднем плане косарь
П. И. Запиторин, выполняющий полторы — две нормы.

Ивановской областной семенной станции.

Фото Ф. Карышева. (ТАСО.

О посеве озимых

Академик И.

Наступили лучшие хни дяя озимого се-
ва в районах центральной полосы, значи-
тельной части Поволжья, во всех областях
Востока и в степях Казахстана. В этом го-
ду многие районы Горьковской, Челябин-
ской, Чкаловской, Куйбышевской, Тамбов-
ской и других областей начали сев на
несколько дней раньше принятых ероков.
В условиях военного времени и при раз-
вертывании ‘’сверхплановых посевов ози-
мых культур такое начало сева вполне
пелесообразно и будет содействовать свое-
временному его окончанию, тем более, что
колхозы, рано начавшие сев, е успехом
использовали прекрасные дожди, выпав-
шие в значительном числе районов 16—
17 августа. Каждым таким дождем нахо
пользоваться и впредь для ускорения но-
севных работ.

В ближайшие дни особенно важно уско-
рить завершение сева в северных обла-
стях и значительно поднять темпы его в
Сибири. Согласно действующим постанов-
лениям, области Сибири обязаны вынол-
нить план осеннего сева к 1 сентября.
Этого необходимо добиться во что бы то
ни стало, ибо весь научный и производ-
ственный опыт указывает, что именно зв-
густовские посевы обеспечивают высокие
урожаи озимых. Для подтверждения ска-
занного приведу несколько примеров по
восточным областям. Так, на Шадринском
сортоучастке Челябинской области при по-
севе ржи 25 августа получен урожай в
25 центнеров. Тобольский участок Омской
области, посеяв озимые 21 августа, собрал
урожай в 38 центнеров с тектара. На
Ольшанском участке Новосибирской обла-
сти посев, проведенный 20 августа, дал
по 36 центнеров зерна с гектара. Подоб-
ные примеры можно продолжить, при чем
сходная картина, указывающая на превос-
XOACTBO августовских сроков, характерна и
для Поволжья, и для центральных обла-
стей.

Охним из серьезных способов ускорения
сева является работа посевными агрегата-
ми. Применение их весной путем сочета-
ния весновспашки и сева. дало превосхол-
ные результаты как в смысле ускорения
посевных работ, так и в смысле повыше-
ния качества сева сравнительно с руч-
ным. Такие же. результаты. обеспечивает
и агрегатирование на озимом севе. При
работе агрегатов, составленных из плугов
й сеялок, следует ‚между ними включать
катки, чтобы обезопасить всходы озимых
от оседания свежевспаханной почвы. Для
ускорения тракторного сева очень важно
применять засыпку семян в сеялки на
ходу.

В успехе осеннего сева громадное зна-
чение имеет правильно выбранная норма
высева. Как извеотно, рожь кустится и

ЯКУШКИН

зимует лучше пшеницы. Поэтому она тре-
бует несколько меньшей нормы высева,
нежели пшеница. Разница эта может со-
ставлять не менее 15—20 килограммов
на гектар. Следует учитывать, что при
ухудшении условий посева, при высеве
семян в более сухую землю, по худшим
предшественникам и т. д. норма высева

должна — соответственно увеличиваться,
Расширение озимого клина имеет серьез-
‘Hoe  общегосударственное значение, ибо

позволит` смягчить напряженность весен-
него сева 1943 года и увеличит хлебный
баланс страны. Поэтому в каждом колхозе
должны быть приняты все меры к макси-
мальному расширению, по примеру пере-
довиков, озимого клина.

Быстрая обработка рано освобождаемых
‚полей позволяет получать выкокие урожам
озимых культур по самым различным
предшественникам. На Всесоюзной сельско-
хозяйственной выставке участвовало по
меньшей мере 200 колхозников, получив-
их урожаи озимых больше 20 центнеров
вне пара, при чем около 80 колхозов по-
лучили такие урожаи при посеве озимых
0 ЖНИВЬЮ.

Основным условием получения высоких
урожзев ржи, посеянной после зерновых,
льна, раннего картофеля, клевера, как
уже было указано, является быстрая обра-
ботка освобожденных ими полей. В часть
ности, при подготовке жнивья под озимь
вспашка должна производиться еще до
скирдования, между рядами  копен. Для
обработки жнивья, назначаемото под озимь,
могут быть применены конные лвухкорпус-
ные плуги или тракторные многокорнуе-
ники. Жнивье следует выбирать убранное
‘простыми машинами, а поля — вышел.
шие из-под озимых. Шри условии доста-
точной влажности почвы и немелленной
обработки рожь хорошо удается после
озимой неницы и вполне  удовлетвори-
тельно чувствует себя после самой себя.
Лен в качестве предшественника хля ржи
обеспечивает хорошие урожаи в различ-
ных ‘районах. При этом ценность льна в
качестве предшественника увеличивается
благодаря ‘уборке льна тереблением, кото-
рое содействует первоначальному взрыхле-
нию поверхности почвы. При высокой
влажности верхнего слоя озимый сев сле-
дует начинать по занятым парам, а при
сухой погоде — сначала по чистым парам
с тем, чтобы добиться более быстрых
BCXONOB. : :

Быстрые темпы осеннего сева, на ряду
с максимальным повышением темпов убор-
ки урожая, являются одной из важней-
ших задач, етоящих сейчас перед колхо-
зами. На успешное разрешение этих задач
следует мобилизовать все силы и средства
социалистического сельского хозяйства.

Документы © борьбе
донских казаков
с врагом в 1812 году

«28-го числа полковник  ЕКудатев...
узнав ) нахождении неприятеля в селе
Никольском в числе 2500 человек, на-
пая на оных нечаянно © 300 казаками:

атака была стремительна, а поражение
неприятеля конечное, ибо не взирая на
великое превосходство неприятеля, он

был обращен в бететво».

Эта запись, сделанная великим pyc-
ским полководпем М. Кутузовым в жур
нале военных действий of одном из
славных подвигов донских казаков в
Отечественной войне, приводится в сбор-
нике исторических документов и матери-
алов «Донское казачество в Отечествен-
вой войне 1812 года», изланном Гоено-
литизлатом. Большая часть документов
опубликована впервые.

Сборник рисует высокий патриотизм,
мужество и отвагу донского казачества в
Отечественной войне 1812 rom. В нем
собраны рапорты и донесения командова-
нию о военных действиях атамана дон-
ского казачьего войска Платова, приказы
ий писыма Кутузова. Барюлая де-Толли и
Багратиона, материалы иностранной не-
чати о войне 1812 года. В книге много
документов, характеризующих = широкое
участие казаков в партизанском  лвиже-
HEE.

Инвалиды отечественной войны
овладевают новыми
профессиями

Сотни инвалидов отечественной войны
налтравлены на учебу и переквалифика-
цию, устроены на работу. В учебно-про-
изволотвенных  комбинатах органов е0-
циалыного обеспечения, на специальных
курсах при госпиталях, в школе овоще-
BOOB OH овладевают новыми професеня-
ми. При подмосковном санатории пнвати-
дов отечественной войны открыты сапож-
ная и портняжная мастерские, куреы чз-
совых мастеров, бухгалтеров и колхозных
счетоводов, управломов.

Московская городская комиссия по тру-
доустройству инвалидов отечественной
войны при Московском Совете заслушала
собщения о их работе на Н-ском заводе,
Ераснопресненском  силикатном заводе,
Московском трамвайном тросте, магазинах
управления  продторгами. Вышелиие из
госпиталей после ранения воины работа-
ют мастерами, механиками, инструктора-
ми, директорами магазинов и их замести-
телями, квалифицированными рабочими.

„Не забудем, не простим!“

БАЛИНИН, 21 августа. (По телеф, от
с0б. корр.). Под таким заглавием Калиния-
ский обком ВАП(б) выпуетил в свет бро-
шюру о злодеяниях немепко-Фаптистеких
захватчиков в оккупированных районах
Калининской области. Брошюра раееказы-
вает о диком ограблении населения, 0 раз-
рушении городов и сел, уничтожении па-
мятников русской культуры, кровавых
расправах гитлеровцев над мирными жи-
телями, над ранеными и пленными крас-
ноазмейцами.

‚Документом потрясающей силы являют-
ся собранные в брошюре рассказы совет-
еких людей — колхозников, рабочих. ин-
теллигентов, бойцов Красной Армии, офи-
циальные акты, показания свидетелей.

В брошюре много фотоснимков. Тираж
ее — 15.000 экземпляров.

Новый отряд врачей

Выпуск врачей состоялся в Астраха-
ни. Из двухсот выпускников 119 пошли
в Красную Армию для работы в фронто-
вых госпиталях. За период войны это —
третий выпуск Астраханского мелицин-
ского института. Всего за год институт
дал стране 590 врачей.

Алексей ТОЛСТОЙ

‚ Откуда пошла Русская земля

(Продолжение. Си. «Известия»
от 21 августа).

Немцы о России

Два © половиной столетия немцы YBe-

ксанлре   немцы кланялись и просили го-
родишек...

Два с половиной века немпы настойчи-
ва и планомерно влезали в русскую жизнь,
но Россия к их лосале продолжала ocra-
ваться русской: у них нехватало ума и

р о He FRE a he eat Ny таланта. чтобы состязаться © русскими в
Pepe. renee eee литератуое, в искусствах; лаже в науке—
веке германцами-норманнами из диких

славянских племен, живигих до этой исто-
рической даты на низшей ступени вар-
варства, без признаков госухарственности;
в дальнейшем вся история России связана
государственность, торговля,
промышленность, наука шли от немцев, а
у русское были лишь пои-
CBHH-

с немцами:

наше исконное,
родная анархия, расхлябанноеть,
ство; в революцию Россия изгнала немцев,

решила обойтись без услуг немецких про-
тенералов,

мышленников и торговцев,
дельцов и администраторов и тем-де об-
рекла себя на развал государственности.

В начале ХУШ века была переведена
на русский язык история Пеффендорфия, в
ней есть такие строки: «...Не токмо шве-
ды, но и другие народы европейские имеют
ненависть на народ русский и тщатся
оный содержать в поежнем рабстве и не-
искусстве, особливо же в воинских и мор-
ских делах, дабы сию русскую каналью
не токмо оружием, но и плетьми <о всего
света   выгонять...» От Пеффендорфия до
Гитлера-—сдиная четкая линия: «Изгнать
со света русскую каналью?.

Мы же, русские, от сознания своей ве-
личины и силы, от безбрежности хушев-
ной порой даже жалели немцев., Енязь
Александр Ярославич эту расу бил, Иван
Грозный —— бил; когда Петр Великий был
в Безэлине, король Фрилрих униженно про-
сил у него городишек, повоеванных фельд-
маршалом Моншиковым; при Илизавете
опять эту расу били жестоко; при Але-

этой как будто бы привилегии немпев —
они были кропотливыми систематизатора-
ми, талантливыми ремесленниками, но ни-

зали и изобретали русские, немпы часто
их обкрадывали и русский гений продава-
ли за свой; со второй половины ХХ века
и в начале XX немецкий капитал вел
большое наступление на Россию. Й внезап-
йо, когла Россия. казалось, была вот-вот
уже в немецком кармане, Октябрьская ре-
волюция решительно и навсегда стряхнула
с России впепившихся в нее немецких па-
разитов. Понятна фашистская ненависть
к Советской России. }

Сорок ‘столетий Киева

Киев — <толь древнее место, какого,
пожалуй, еще нет в Европе. В конце про-
лого века в Триполье, под Киевом, были
обнаружены ‘остатки больших жилищ ©
утварью и инвентарем. относящимся к
третьему тысячелетию ло новой эры; при
дальнейших раскопках раскрывалась уди-
вительная картина: Трипольская культура,
как ее назвали, охватывает огромный район
по Лнепру, Бугу, Лнестру. Нижнему Ду-
наю. Пол слоями третьего тысячелетия от-
крываются еще более олревние остатки
пребывания человека над этих местах, и
древность эта уходит в седые века.

Ветаст вопрос © прародине культуры

‘европейского человека именно в этих мес-

котла не дерзающими изобретателями; ХеР-  цев и заселения их пепелиш пришлым

Славутича, как он назывался прежде,
реки славян.

Человек Триполья был  землехельнем,
жившим в больших домах, бытом перво-
бытной коммуны, 0 всей вероятности,
юд властью. Матери. патриархиви.

Установлен замечательное обстоятель-
‘ство: Трипольская культура не имеет ка-
тастрофических разрывов ни с прошлыми
веками, ни © последующими: в слоях ee
нигхе не обнаруживается гибели тузем-

народом. От каменных топоров и грубой,
лепной посуды неолита до’ саркофага
Ярослава — на протяжении многих ты-
сячелетий — поколения сменяли поколе-
ния на берегах Днепра: трипольцы, ски-
фы, сарматы, славяне-венелы,  славяне-
анты, поляне... В колыбели русского го-
суларства непрерывная линия развития
внлоть до золотых времен Киева.

Анты

До шестого века славянские племена в
упоминаниях греческих и римских истори-
ков скрываются под общими именами ски-
фов, сарматов, роксоланов, венелов. Сла-
вяне этой эпохи входили в крупные и ча-
сто грозные для римлян, но быстро распа-
дающиеся племенные союзы причерномор-
ских варваров.

С шестого века византийские историки
много начинают писать 0 славянах —
Антах, живших между Днепром и Днеет-
ром, — славянское имя их — Дулебы,
или Волыняне, Анты составляли мошный
военный племенной союз. В 540 году они
прорываются через линию крепостей, по-
строенных = императором  Юстинианом по

Почти целое столетие идет напряжен- елавянских общин, славяне взяли

ная борьба между антами и Византийской
империей, все большее количество антов
садится пахать землю в пределах Визан-
тии. Греческий историк пишет о них:
«Славяне стали господами нашей страны и
живут в ней, как в своей собственной,
без заботы и страха; имеют золото и се-
ребро, стала коней и много оружия и они
изучили военное дело лучше ромейцев...»

По описаниям современников анты ве-
лики ростом, большой физической силы,
храбры и выносливы, не склонны ни к
рабству, ни к повиновению. Знаменита их
пехота, вооруженная огромными щитами,
прямыми обоюдоострыми мечами и копья-
MH.

Их многочисленные поселения между
Днепром и Днестром обычно расположены
в трудно доступных местах, — это. не-
большие городища, обнесенные рвом и ду-
бовым тыном, гле деревянные или глино-
битные дома соединены подземными пере-
холами друг с другом. У антов нет едино-
  ержавной власти, но они собираются на
общенародные собрания и совещаютея 000
всем. в особенности о военных делах. Они
свирепы и бесстрашны в 60m, но дома—
тостеприимны и незлобивы. Захваченных
в плен неприятелей они делают рабами,
HO по их закону каждый раб через опре-
деленный срок может получить свободу,
после чего по своему выбору, или воз-
вращается на родину, или остается у
славян. как «свободный друг». Если кто
нибуль обидит их гостя, — обидчику
мстят смертью.

Славянизация Византии

Восточная часть Римской империй —
Византия — не рухнула полобно запад-
ной — Риму — и не погребла под разва-
линами античную цивилизацию. Византия
на тысячу лет пережила Рим. Трудный и
крайне опасный переход от рабовладель-
ческого общества к феолальному был сча-

Дунаю. проникают почти до Конетантино-
поля и в Греции — до Фермопил. Часть
их там и оседает на аттической земле ро-

тах, в частности по берегам Днепра, или довыми общинами, или задругами,

стливо совершен ею благодаря варварекому
славянскому миру; обе стороны выиграли
от упорной и кровавой борьбы: Византия
получила мощный приток  трудолюбивых

от
нее достижения культуры, которые дали
им возможность быстрого перехода .от ро-
дового строя к феодализму.

Византия и славяне счастливо разреши-
ли задачу исторической диалектики,
превратив войну и разорение в развитие
и укрепление византийского и славянского
мира. Так не случилось с западной ча-
стью Римской империи, — Рим был раз-
рушен. Германцы того времени находились
еще на слишком низкой ступени BapBap-
ства, за их плечами не было, как у антов,
тысячелетий земледельческой культуры.
Ант, славянин, не расставался се мечом, но
землицу ценил, все же, дороже военной
добычи: Ант, как мифический Антей, силу
свою находил в прикосновении к земле,

Вылержав потрясения пятого и шестого
веков, Византия стала хранительницей
великой античной культуры. Это отчасти
наложило отпечаток консерватизма и кро-
потливого ^ собирательства на ee дальней-
шую культурную деятельность. В Конетан-
тинополе и других городах собираются,
комментируются и систематизируются гре-
ческая и римская литература, философия,
произведения искусств, составляется свод
римских законов.

3a два столетия ло своей гибели
Византия передает из рук в руки Евро-
не и всему миру великое наследие эллин-
ского, римекого и восточного мира. Семена
Peneccanca заносятся с востока-—через Ви-
зантию и пышно расцветают именно в
борьбе с окостеневающими формами ви-
зантийского искусства.

Такова заслуга Византии перед европей-
ской цивилизацией. Не германцы, а Восток
и славянский мир сомкнули порвавшуюся
было золотую цепь преемственности куль-
туры.

Восточные славяне

В седьмом веке анты; уже не испыты-
вая крупного сопротивления, большими
вооруженными отрядами переходят Дунай
И садятся на землю почти по всему Бал-
‚канскому полуострову, по берегам Эгей-
ского моря, часть их на долбленых ладь-
ях — дубах — переправляется на остров

Крит, несколько сот тысяч  пробиватотся
через Геллеспонт в Малую Азию.
Военный союз антов распадается. Bo-
сточные славяне. тяготеющие к бассейну
Днепра, начинают стягиваться в крупные

племенные  о0б’единения: это  волыняне,
поляне, древляне, дреговичи, родимичи,
северяне, вятичи, кривичи, приильмен-

ские славяне. Хозяйство их усложняется,
и углубляется классовое расслоение. Го-
сударствами еще правит ‹ вече, бывшее
когда-то всенародным, — теперь под ве-
чевой колокол сходятся только лучшие
люди— воины, землевладельцы, купцы, —
вся военно-торговая демократия. Одновре-
менно с вечем правит князь — когда-те
племенной владыка, теперь — воена-
чальник. Строятся города, в которых жн-
вут торговые люди, крупные землевла-
дельцы, или «старцы градские», княжьи
дружинники, ремесленники. Большинство
крестьян — свободные люди.

Торговые люди —— полувоины,  полу-
куппы — протаривают дороги к двум
центрам мировой торговли: на юго-запад
& Константинополю и на юто-восток к
Итилю — столице  хозарского  паретва.
Арабский путешественник рассказывает
96 этих русских торговых людях:

«...Я не видал людей с более совер-
шенными членами, как-булто они -—— паль-
мовые деревья. Они не носят ни курток;
ни кафтанов, но мужчины надевают плащ
и олну руку выпускают из него. Каждый
имеет при себе меч, нож и секиру. Они
приходят из своей страны, бросают якорь
в Итиль (Волгу) и на берегу ee строят
большие деревянные дома. В одном же
коме они собираются, у каждого есть
скамья, на которой он сидит для торга...»

Изо всех восточных славянских земель
в девятом веке выделяются, по словам
арабских историков, три наиболее силь-
ных народоправческих  государетва: Сла-
вия, Куяба и Артания. По-русски это бу-
дет: Новгород, Киев и государство при-
VOBCKUX и прикрымеких славян — Арта-
HUA, позднее княжество Тмутараканьское.

(Продолжение следует).