САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА


Н. АРХАНГЕЛЬСКИЙ
Сезон 1934—1935 г. саратовский театр Оперы и Балета открыл оперой «Кармен» в старой еще постановке И. -Н. Проеторова. Главный дирижер А. В. Павлов-Ар б е- н и н внес в эту постановку давно невидан
ный в Саратове, чуть ли еще не со времен дирижерства покойного В. И. Сука, блеск оркестровой части спектакля. Крупный музыкант, своеобразный, подчас «дискуссионный» интерпретатор, Павлов-Арбенин под
нял оркестр на большую высоту, несмотря на отдельные качественные прорехи в составе. Постановки «Садко», «Аиды», «Евгения Онегина» были прежде всего триумфом оркестра.
Рядом с Павловым-Арбениным работают другой ответственный дирижер солидного опыта и стажа, В. А. Шефер, и дирижер, пианист А. О. С а т а н о в* с к и й. Оркестр — наиболее сильная и интересная сторона оперно-балетного театра.
?В театре работают три художника: большой мастер своего дела В. Н. Хонд а- жевский, живописные, эффектные декорации которого публика обычно встречает аплодисментами, и два других денных ра
ботника: Г. П. Захаров и В. Ф. Махонов.
Художественное руководство возглавляет работник с большим стажем — И. П. Варфоломеев; в составе режиссуры работал молодой культурный режиссер М. М. В а- лентинов.
Лучшие постановки сезона — «Кармен», «Садко», «Чио-Чио-Сан» и «Свадьба Фига
ро». В них наиболее рельефно выражены сильные стороны дела: оркестр, хор и лучшее, что есть среди солистов вокала и балета. Менее удачной оказалась постановка
«Снегурочки». Ставивший ее т. Варфоломеев допустил ошибку, подменив легкокрылую сказочность громоздким бытовизмом. Поста
новка лишилась сказочности и этим связала многих исполнителей.
Оперный театр имел большой состав солистов. Не все в нем было равноценно ка* по качеству голосов, так особенно по вокаль
ному мастерству. Были серьезные нехватки; с другой стороны, был бал-аст, ненужной тяжестью ложившийся на бюджет и вносив
ший подчас серьезный диесо-н-ас в ансамбль. Но было и крепкое ядро.
В женском составе особенно выделились молодые певицьг Шуйская и Кочеш
кова. У Шуйской — отличный, хорошо обработанный голос (лирическое сопрано), большая музыкальность и умение создать музыкально-драматический образ. Луч
шие ее партии —- Маргарита в «Фаусте», Снегурочка и, особенно, Виолетта. В трак
товке Шуйской Виолетта подкупает своей искренностью, теплотой и жизненной прав
дой. Артистка целиком идет от лирического содержания образа, отодвигая на задний план все, что есть в .партии от дамы -полусве
та. Шуйская — несомненно артистка с хоро
шим будущим. Кочеткова — также много обещающая и многого уже достигшая певица, подкупающая приятным, мягким лирическим сопрано и тонкой музыкальностью. Хо
рошо запоминаются созданные ею сбразы Чио-Чио- Сан, Трильби, Сюзанны («Свадьба Фигаро») и Жермен («Корневильские колокола»).
Из женского -состава следует также отметить меццо-сопрано Данилову, артисток Лию Г-рин- и Скибицкую. Данилова — артистка с -большим опытом и большим вокальным и драматическим ма
стерством. Лия Грин — молодая одаренная певица. Ски-бицкая — певица большого опыта, хорошего тона и драматического дарова
ния (графиня в «Пиковсй даме», няня в «.Онегине» и Марцелина в «Свадьбе Фигаро»), В роли Сузукки, в «Чио-Чио-Сан», выдвинулась молодая певица Пахомова. Ар
тистки Леонтьева и Станиславова (лирико-драматические ‘сопрано) несли смешанный репертуар: лирико-драматический и чисто драматический. Леонтьева показала се
бя хорошей вокалисткой и актрисой (Тоска, Тамара, графиня в «Свадьбе Фигаро», С-ерполетта в «Корневильских колоколах»), С удовлетворением нужно отметить рост Ста
Саратовский краевой театр Оперы и Балета. «Евгений Онегин». Постановка И. П. Варфоломеева. Художники—В. С. Никитин и Г. П. Захаров.
1-я картина Ш дейстаия.
Саратовский краевой театр Оперы и Балета. «Черевички». Арт. Н. А. Оржельский — Вакула.