VI. Предвзятой формы у плаката нет.


ПЛАКАТ ПОРОЖДЕН БОРЬБОЙ.
Борьбой на рынке, борьбой на фронтах: политическом, военном, идеологическом. Плакат начинает жить особо интен
сивно в острые моменты борьбы. Обострение товарного кризиса,
выборная кампания в парламенты, война, революция—толкают на улицы городов пеструю, глазастую, крикливую рать плакатов.


ДЕТИЩЕ БОРЬБЫ — ПЛАКАТ ДИНАМИЧЕН.


Динамичен по своей идеологии, формальной структуре, условиям производства и социальной роли. Динамичность плаката делает его специфически изобретательным искусством.
ПЛАКАТ НАИБОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ПРО­ ИЗВОДСТВЕННОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И МАСТЕРСТВА.
Как продукт производственный (и массового производства), плакат не имеет (и не должен иметь) какой-либо раз навсегда установленной формы.
ФОРМА ПЛАКАТА ВСЯКИЙ РАЗ НОВА.
Она возникает не предвзято, а вырабатывается в каждом новом случае на опыте. Она является результатом трех условий:
1) назначения плаката (момент социально - целевой);
2) технических ресурсов, материала, средств изобразительности и пр. (момент производственный):
3) условий восприятия средой и условий воздействия па нее (момент социально - психологический).
Размышляя о плакатном мастерстве, нельзя говорить об импрессионистическом, экспрессионистском, конструктивном и пр. плакате. Ибо «голой» отвлеченно-мыслимой формы пла
ката, в которую бы можно было «влить» любое содержание, не может быть.


VII. Оформление плаката.


Как же протекает процесс изобретательства формы плаката (когда мастер сознательно отдает себе отчет на протяжении
всех стадий своей работы) или как должен он протекать (когда требуемой сознательности мастер проявить не умеет)?