Обзоръ художественныхъ журналовъ.


Въ трехъ 1-хъ номерахъ «Revue des Arts Decoratifs» помѣщено описаніе проявленій современнаго мебельнаго искусства у различныхъ національностей. Разбирая подробно современный стиль французской мебели, быв
шей на Парижской выставкѣ, авторъ отдаетъ должное искусству этого рода и въ другихъ странахъ, каковы: Германія, и Австрія, и Венгрія, и Голландія, и Швеція, и Финляндія, и Нор
вегія. Въ заключеніе Э. Галлэ говоритъ, что т. к. обновленіе мебельнаго искусства во Фран
ціи проявляется оригинальнымъ примѣненіемъ флоры къ издѣліямъ изъ дерева, и такъ какъ это стремленіе видимо представляется общимъ, то, благодаря этому, можно предвидѣть образо
ваніе новаго стиля, который дастъ возможность и сосѣднимъ странамъ отказаться отъ рабскаго подражанія стариннымъ образцамъ и свободно творить новыя оригинальныя издѣлія.
Въ апрѣльскомъ № того-же журнала помѣщена статья Клемана Жанена «Медальеръ Ф. Вернонъ». За послѣдніе годы парижскіе ювелиры съ большимъ успѣхомъ стараются воспользо
ваться для своего дѣла произведеніями, болѣе или менѣе излюбленными медальерами. Можно, напр., видѣть нѣкоторыя фигуры, заимствуемыя съ извѣстныхъ монетъ художника Роти, которыя служатъ для украшенія ложекъ, ножей, ви
локъ. Несомнѣнно, что это имѣетъ хорошую сторону, такъ какъ оно даетъ возможность за сравнительно дешевую цѣну предоставить публикѣ высоко художественныя вещи, про
изведенія великихъ художниковъ, но вмѣстѣ съ тѣмъ является и неудобство въ томъ отно
шеніи, что украшеніе, какъ бы оно ни было художественно, не всегда соотвѣтствуетъ той вещи, для которой оно предназначалось.
Это desiratum всѣхъ любителей искусства осуществлено однимъ изъ молодыхъ и блестя
щихъ французскихъ медальеровъ Вернономъ. Онъ, напр., создалъ наперстокъ, который представляетъ очаровательное художественное произведеніе, придавъ этому ничтожному рабо
чему инструменту поэтическую прелесть и изящество, которыя способенъ изобразить только гибкій и тонкій талантъ.
Если прослѣдить произведенія медальеровъ XIX столѣтія, то станетъ яснымъ, какъ сквозь стиль выдѣляются особенности темперамента. Дежоржъ—классикъ, увлекающійся ренессансомъ, Шапленъ—строгій, Роти напротивъ чрез
вычайно жизненный, Легро также, Вернонъ нѣженъ и чувствителенъ.
Медаль подъ его рукой проникнута чарующей прелестью. Нѣтъ ничего болѣе трогательнаго, какъ его медаль «Конфирмація», гдѣ молодая дѣвушка опирается на плечо Христа,—это религіозная возвышенная аллегорія, въ человѣ
ческомъ образѣ. Тоже самое видимъ мы и въ другихъ его медаляхъ: «Садоводство», «Школы рисованія», «Столѣтіе Марсельезыи т. д.
Помимо сюжета, въ медаляхъ Вернона болѣе всего поражаетъ ихъ освѣщеніе. Взгляните на его медаль «Садоводство», какимъ свѣтомъ сіяетъ его «Полдень», «Царь лѣта», а также «Крещеніе Клодвига», «Сборъ винограда». А его маленькій chef d’oeuvre—медаль Palace- Hôtel, на которой сгруппировано до двадцати человѣкъ, коимъ, не исключая даже и находящихся на заднемъ планѣ, приданы характерныя черты.
Какимъ способомъ достигаетъ этого Вернонъ? Самымъ простымъ. Онъ не пользуется рисункомъ для осуществленія своей идеи; онъ огра
ничивается тѣмъ, что дѣлаетъ на бумагѣ только контуры своей композиціи и, разъ намѣтивъ ихъ, работаетъ уже по модели. Первые сеансы
служатъ ему для движенія,—онъ пользуется для этого иногда даже куклою, которую онъ драпируетъ по желанію.
Такой моделью въ большомъ масштабѣ Вернонъ передаетъ свою идею, послѣ чего раз
мѣры ея уменьшаются уже машиной. Отсюда понятно, что, дѣйствуя такимъ образомъ, онъ имѣетъ все время передъ глазами фигуру, окру
На переднемъ планѣ выступаютъ двѣ главныя фигуры въ фіолетово - голубомъ освѣщеніи. Исторія представлена въ видѣ старой женщины, окутанной въ темную мантію,—она заноситъ на страницы большой книги то, что она можетъ разглядѣть во тьмѣ временъ, при помощи стариннаго свѣтильника; между тѣмъ
какъ Поэзія олицетворяется въ видѣ стройной дѣвушки въ фіолетовомъ одѣяніи: въ одной рукѣ она держитъ лиру, а другой разсыпаетъ цвѣты иллюзіи на развалины прошлаго. Все окружено каймой съ изображеніемъ непрерывнаго ряда человѣческихъ череповъ, съ латинскимъ изрѣченіемъ: «Sic transit gloria mundi».