В. Нильсен

транспарантная съемка

Метод транспарантной съемки, получивший за сравнительно короткий срок большое распространение в зарубежной кинопро
мышленности, является одним из наиболее значительных достижений кинематографической техники последних лет. Несмотря на то, что возможности транспарантного метода съемки еще далеко не изучены, а тех
ника разработана очень слабо, применение этого метода, даже в его настоящем виде, открывает широкие творческие перспективы как в области художественной, так и научной кинематографии.
В заграничной кино технической литературе по вопросу о транспаранте имеются лишь весьма общие и отрывочные сообще
ния. Причина такой неосведомленности и кажущейся незаинтересованнОСти лежит, очевидно, в специфических условиях бур
жуазного патентного права, окружающего всякое новое изобретение атмосферой «про
изводственной тайны» в целях сохранения монополии в эксплоатации патента. В силу этих обстоятельств разработка транспарантного метода в наших условиях проводилась совершенно самостоятельными путями, в результате чего мы пришли к созданию со
ветского транспаранта, методика и техника которого стоят вне зависимости от американского патента.
Поставив себе задачей информировать широкие круги наших киноспециалистов и руководящих работников о том элементарном опыте, который дали первые работы по транспарантному методу в картине «Ин
тернационал», мы считали целесообразным разделить тему на два основных вопроса.
В настоящей статье даются характеристика теоретической схемы транспарантного метода и некоторые определения возможных областей его применения.
Детальное изложение вопросов техники
транСПарантной съемки в границах накопленного нами опыта, а также наметка дальнейших путей разработки методики и тех
ники этого способа комбинирования кадра Составляет тему специальной статьи.
Комбинированная киносъемка, во всех ее видах и формах технического разрешения, является одной из наиболее старых и все же наименее разработанных проблем кинотехники. С первых дней зарождения кинематографии изобретательская мысль беспре
рывно работает над изысканием способов органического сочетания в пределах одного кадра нескольких различных по своему пространственному положению объектов, совмещение которых в обычных условиях съемки оказывается невозможным. История развития комбинированной съемки чрезвычайно богата разносторонним эксперимен
тированием почти во всех областях кинематографической техники, но несмотря на существенные практические достижения, мы до самого последнего времени не имели ни одного в какой-либо мере удовлетворительного разрешения вопроса, ибо первым и основным требованием по отношению ко всякому методу комбинирования является возможность его универсального примене
ния во всех случаях павильонной съемки. Однако независимо от чисто практических результатов весь этот ряд многочисленных исканий представляет для нас исключительный интерес в том смысле, что ана

лиз предложенных принципов разрешения

проблемы коМбиНированной съемки дает возможность установить наиболее правиль
ные пути прВедеНия исследовательской работы на базе накопленного опыта и рациональной технической преемствености.
Остановимся вкратце на некоторых этапаразвития методики комбинированной съем
ки. В 1894 г., на открытии первого кинотеатра во Франции в числе гостей, пригла
шенных Люмьерам, присутствовал довольно известный в те времена иллюзионист и фо
кусник Георг Мелье. Несколько десятков метров примитивнейшей «живой фотогра
фии», показанной Люмьером, произвели на Мелье столь сильное впечатление, что он
решает бродить свою театральную профес

и ее возможности