В. Моргенштерн

стенограммы

Всесоюзное совещание работников кинохроники
В творческой биографии каждого из нас бывают такие большие, значительные, узло
вые дни, когда по-новому остро, по-новому ярко начинаешь воспринимать окружающую тебя действительность, когда переоценивается весь пройденный путь, когда начинаешь предъявлять к себе и к окружающим новые, качественно более высокие тре
бования. Такими большими для каждого хроникера днями были дни всесоюзного со
вещания работников хроники. Круг вопро
сов, затронутых совещанием, широк, но мы остановимся только на творческих вопросах, практическое решение которых стало необходимым условием дальнейшего качественного роста хроники.

В России до революции кинохроники фактически не было. Эпизодически, от случая к случаю, снимали хронику Ханжонков,
Дранков, Ермольев. Немногие операторыхроникеры «работают от европейской фирмы» Патэ, Гамон, Эклер. Снимались «трагические случаи», крушения, пожары, навод
нения, снимались царские дни, конкурсы красавиц, освящение знамен «Его величества лейб-гвардии» полков. Широко прокатывалась заграничная хроника — сенсационная, подчиненная интересам буржуазии, на экранах перемежаясь с обывательской Пошлятиной, с цыганским надрывом русской «Золотой серии», с псевдонародными ямщиками (был такой специальный «жанр»), картинами Дранкова и пр. На задворках «художественной» кинематографии работа
ли и росли отдельные мастера кинохроники. В этом отношении интересен путь старей
шего хроникера П. И. Новицкого. В 1910 г.— оператор-хроникер в Московском отделении фирмы «Гамон». В 1912 г. — оператор-корреспондент на Балканском фронте. Даль
ше Сербия, Турция, Париж, Берлин, Вена, Ницца. В 1914 г. война застает Новицкого в Берлине. С последним поездом Новицкий возвращается в С.-Петербург.
Итак, война. Буржуазия, учитывая огром
ное агитационное значение хроники, выпускает журнал за журналом. Выпускаются специальные хроникальные фильмы. Тот же П. К. Новицкий работает на фронте, рабо
тает уже рядом с другими операторами. От
февраля до октября хроника, объединяемая Скобелевским комитетом, делает по существу то же дело, что и до революции. Вы
пускаются ура-патриотические журналы, лозунг «Война до победного конца» не сходит с экрана.
Октябрь положил начало советской кинохронике. Пионеры советской кинохроники— Тиссе, Новицкий мечутся по фронтам, фик
сируя ценнейшие документы гражданской войны. Нет пленки. Снимают на позитиве. Снимали: Зимний дворец, Смольный, Гатчи
ну, Лугу, Гельсингфорс, петлюровщину, Киевскую раду, роспуск Учредительного собрания, Восстание анархистов в Москве, наступление Юденича и т. д.
Выходят регулярные киножурналы.
Значительный расцвет советской кинематографии в годы нэпа в некоторой степени обескровливает хронику: ряд работни
ков уходит в игровую кинематографию. Остается незначительная, тесная кучка хро
никеров, продолжающая дело советской киножурналистики» Ведущие позиции занимает группа киноков во главе с т. Вертовым. Эта группа, несмотря на ряд ее серьезнейших методологических ошибок, сыграла в деле развития советской кинохроники большую и прогрессивную роль. Тов.
Осинский по поводу выхода в свет «I серии Киноглаза» в № 1 «Правды» за 1920 г. писал:
«Пример из советской кинематографии: мы имеем в виду «Киноглаз». Здесь дан лозунг: ни бестенденциозного, не связанного никакой интригой «Патэ-журнала», ни, с другой стороны, бытовой картины, отражающей доминирующую обстановку и свойственные ей старые пружины «интриги», ни бесплодной тенденциозной
публицистики на экране. А иначе вот как: беру Свою социальную волю, cвя

на полях